Предметный мир — макромир, дым и пар
Анатолий Белов
В кадре — дым, пар и всякие мелочи
Продолжение. Начало смотрите в статьях: «Предметный мир в фотографии — не совсем натюрморт» и «Предметный мир и светотень — белое, черное и полутона«.
Эта статья (как и две предыдущие части) написана отнюдь НЕ для профессиональных фотографов, имеющих в своем распоряжении вагон высококлассной съемочной техники и осветительных приборов, а для тех, кто только начинает постигать азы светописи. Цель её — показать, что даже в домашних условиях, используя простейший фотоаппарат и непрофессиональный свет вполне можно выполнять несложные упражнения на компоновку кадра и постановку света.
Фотоиллюстрации выполнены (как и в предыдущих статьях) тремя «разнокалиберными» камерами: «ЗЕНИТ» (35-мм черно-белая фотопленка), цифровым фотоаппаратом SONY NEX-5 (недорогая беззеркалка среднего класса) и примитиной цифровой «мыльницей» Fujifilm FinePix A170, не имеющей вообще никаких ручных предустановок.
3.5. Макромир
Говоря о предметном мире нельзя не затронуть тему макромира. Это тот же предметный мир, только с совсем маленькими предметами. Не стоит путать мАкромир и мИкромир. Микромир снимают с помощью микроскопов.
Из множества определений макромира я остановился бы на наиболее (на мой взгляд) понятном любому фотографу. Суть его проста — если линейные размеры объекта съемки соизмеримы с фокусным расстоянием штатного объектива 35-мм камеры, то это и есть объект макрмира.
Штатные объективы 35-мм камер имеют фокусное расстояние 50-58 мм. Проще говоря, к макромиру можно отнести и спичечный коробок, и пуговицу, и почтовую марку, и лезвие, и иголку и т. п.
Но, как ни крути, всё это — тоже предметный мир.
3.6. Дым и пар
Начнём с определений.
• Дым — устойчивая дисперсная система, состоящая из мелких твёрдых частиц, находящихся во взвешенном состоянии в газах. Дым — типичный аэрозоль с размерами твёрдых частиц от 10−7 до 10−5 м.
• Водяной пар — газообразное состояние воды. Не имеет цвета, вкуса и запаха. Образуется молекулами воды при её испарении.
Итак, дым — это аэрозоль, имеющий и цвет и запах. А водяной пар не имеет ни цвета, ни запаха. И если на черно-белых фото и то, и другое будет выглядеть весьма похоже, то на цветных снимках сизый сигаретный дым мы увидим иначе, чем пар.
Съемка дыма ничем не отличается от съёмки светлых объектов на тёмном фоне. А именно — два источника света (минимум), один из которых — контровой.
Хотя в этой статье мы рассматриваем отнюдь не компоновку кадра, а светопись, стоит обратить внимание на явную композиционную ошибку, допущенную на фото 3.6-2. Дело здесь не в том, что на сигаретной пачке читается их марка (что может быть расценено как реклама), а в том, что пачка сигарет на этом учебном снимке — вовсе не главный объект, и её следовало «задвинуть» глубже в пределах предметной плоскости, и увести в расфокус, используя малую глубину резко изображаемого пространства (побольше открыть диафрагму).
Именно так, как это сделано правильно на фото 3.6-1.
Теперь перейдём к съёмке пара. Можно ли средствами фотографии передать аромат (к примеру, кофе или чая)? Разумеется, нет. Но в том-то и состоит иллюзия фотографии, что она способна воздействовать на подсознание. Этим и пользуются фотографы, специализирующиеся на съемке рекламы. Зрителю достаточно красиво показать пар, струяшийся над чашкой, а остальное «дорисует» наше воображение, неразрывно связанное с подсознанием.
Но открою страшную тайну — вам не удастся получить клубы пара над чашкой при комнатной температуре.
Вспомним школьный курс физики. Водяной пар — не что иное, как молекулы воды, оторвавшиеся от её перегретой поверхности. При существенной разности температур воды в газообразном агрегатном состоянии и более холодного воздуха водяной пар конденсируется и становится видимым. Ключевое слово здесь — при СУЩЕСТВЕННОЙ разнице температур.
Поэтому на морозе мы видим пар изо рта, а при комнатной температуре струя пара из носика чайника тут же растворяется в теплом окружающем воздухе, не образуя конденсата.
В нашем случае для создания иллюзии налитого в чашку горячего ароматного кофе мы не будем использовать его вовсе. На снимках, представленных ниже, в чашке нет ни капли кофе. В кофейную чашечку вообще ничего не налито.
Так что же создаёт иллюзию пара? Неужели дым?
Нет — глицерин. Его, кстати, используют в профессиональных концертных дым-машинах для создания эффекта стелющегося тумана. Он совершенно безопасен, нетоксичен, свободно продается в аптеках.
На дне чашки лежит кусочек ваты, смоченной глицерином, побывавший до этого в микроволновке. Оптимальное время нахождения в микроволновке определяется опытным путем. Только не стоит ставить в микроволновку саму кофейную чашку, особенно если на ней имеется позолота. Вам нужен пар, а не искры.
Положите в стакан (или на блюдце) ватку, смоченную глицерином, «прожарьте» её в микроволновке, а затем перенесите пинцетом «дымящуюся» вату в кофейную чашечку. Надеюсь, к тому времени вы уже подготовили композицию для съемки, настроили фокус, и заранее взвели затвор фотоаппарата, установленного на штатив.
Прежде чем поток пара иссякнет — успеете сделать несколько дублей. Не успели — повторите операцию с прожаркой глицериновой ваты.
Профессиональные фотографы-рекламисты и киношники для тех же целей (получения эффектного «пара») используют ещё и женские гигиенические тампоны. Но с глицерином проще и дешевле. С чем экспериментировать — решать вам. Как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные бывают.
Только не перестарайтесь с «прожаркой», а то получите неестественно густой пар, как на фото 3.6-5.
Возникает закономерный вопрос — а можно ли снять светлый дым (или пар) на светлом фоне. Теоретически — можно. Ведь дым, хоть он и светлый, но всё же аэрозоль, состоящий из непрозрачных частиц. Следовательно, при фронтальном освещении будет отбрасывать тень.
Можете взглянуть, что из этого получается на фото 3.6-6 — 3.6-8. На всех снимках можно увидеть изображение белёсого дыма, хорошо контрастирующего с теневыми участками изображения на обеих плоскостях (предметной и фоновой). Также на светлом фоне заметна и тень от того же дыма.
Здесь использованы три источника света:
• Моделирующий— галогенный (точечный) источник направленного света (3200° К) с регулируемым пучком и шторками (типа Dedolight). Расположен справа, практически на уровне фоновой плоскости, на 150 мм выше предметной плоскости.
• Фронтально-боковой (рисующий) — 20-ваттный светодиодный светильник (6400° К), расположенный слева практически на уровне предметной плоскости. Он необходим для получения теней от чашки и пепельницы на фоновой плоскости.
• Заполняющий — линейный светодиодный светильник (12 Вт, 5400° К). Расположен на высоте 1 м прямо над предметной плоскостью. Кстати, его отражение вы можете увидеть на ложке.
В каком балансе делать снимки — холодном или теплом — решайте сами. Здесь представлены оба варианта.
А вот со съемкой воздушного пара будет сложнее. Он ведь значительно прозрачнее. Соответственно, и тень будет давать очень малозаметную.