Светотень и предметный мир в фотографии

Анатолий Белов

 

3. Предметный мир и светотень — белое, черное и полутона

Светопись_Предметный мир_120920_0

Фото: Анатолий Белов │ SNEG5.com

Содержание

3.1. Виды источников освещения

• 3.1.1. Виды съемочного света

3.2. Светотень. Тёмное на тёмном
3.3. Светотень. Светлое на светлом
3.4. Светлое на темном и темное на светлом

В предыдущей части («Предметный мир в фотографии») были рассмотрены элементы светотени в академической живописи и фотографии. А для закрепления материала приведён анализ одного из простейших упражнений на тему: «Предметный мир» — композиция с лампочками.

В этой части не будет пространных описаний процесса съемки и детального анализа упражнений. Только немного теории об освещении, а также краткие пояснения к готовым фото на заданную тему. Работы для сравнения выполнены (как и в предыдущем упражнении с лампочками) тремя «разнокалиберными» камерами: «ЗЕНИТ-Е» (35-мм фотопленка), а также цифровыми фотоаппаратами SONY NEX-5 и Fujifilm FinePix A170 примерно в одинаковых условиях.

3.1. Виды источников освещения

По роду источников света различают естественное, искусственное и смешанное освещения.

По характеру освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным (рассеянно-направленным).

Направленное освещение создают прямой солнечный свет в ясный, безоблачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и в рефлекторе с зеркальной поверхностью. Такое освещение создает на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности оставляет в тени.

На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.

Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.

Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с датированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским.

Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.

Комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта.

Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.

Освещение может, быть также:

• простым — свет имеет одно направление;
• сложным — свет идет от нескольких источников в разных направлениях;
• прямым — лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45°;
• косым — лучи падают на поверхность объекта под углом меньше 45°.

3.1.1. Виды съемочного света

Искусственное освещение создает большие изобразительные возможности для фотографа, чем естественное освещение, которым управлять практически невозможно. Оно позволяет абсолютно точно создать необходимые световые условия, стабильные по спектральному составу, что особенно важно при цветных съемках. Дает возможность многократно повторять однажды найденную удачную схему, совершенствовать ее и лучшие варианты повторять снова.

Путем выбора осветительных приборов, их мощности и размещения можно добиться нужного светотонального рисунка, перераспределить яркости объектов съемки и фона, создать необходимые изобразительные акценты бликами и теням.

Потоки света, выпускаемые отдельными приборами, по своему назначению делятся на следующие «виды»:

1. Рисующий.
2. Заполняющий.
3. Моделирующий.
4. Контровой.
5. Фоновый.
6. Эффектный.

Рисующий. Резкий пучок света, направленный на сюжетно важную часть объекта. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать большую освещенность на сюжетно важном участке по сравнению с общей освещенностью. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он дает очень контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или светах, из-за большого интервала яркостей.

Заполняющий. Равномерное, рассеянное, бестеневое освещение, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света.

Моделирующий. Узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Основное назначение моделирующего света — улучшение градации светотени.

Контровой (или контурный). Задний скользящий свет. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контрового света помещают позади объекта на близком рассеянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая может расширяться с удалением источника света от объекта.

Фоновый. Освещает фон, на котором изображается объект. Освещенность меньше, чем освещенность, даваемая общим и рисующим светом. Бывает равномерным и неравномерным. Фоновый свет распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные — на светлом.

3.2. Светотень. Тёмное на тёмном

В этом упражнении ставится задача постановкой света получить не просто уравновешенную композицию, но с помощью световых приборов добиться таких пропорций светов, бликов, теней и полутеней, на ТЁМНЫХ объектах которые обеспечат их правильное их восприятие даже на чёрных фоновой и предметной плоскостях.

Каким образом этого достичь? Вспомним назначение контрового (контурного) света — «оторвать» объект от фона, создав узкую световую окантовку по контуру предмета. Следовательно, с его помощью мы запросто можем отделить даже чёрный объект от чёрного фона. А уже направленным рисующим (или рисующим + моделирующим) светом проработаем детали, обращённые к фотоаппарату.

Следовательно для съемки тёмных объектов на тёмном фоне нам потребуется как минимум ДВА источника света, один из которых — контровой.

Пример НЕПРАВИЛЬНОЙ постановки света вы можете наблюдать на фото 3.2.-1. В данном случае мы не будем рассматривать компоновку кадра (к ней претензий нет — композиция уравновешенная), а именно постановку света. На снимке, переведённом в графику (для наглядности) отчетливо видны двойные тени от контровой подсветки. Их быть не должно! В этом направлении нам достаточно ОДИНАРНЫХ теней. Зато передне-боковой светильник, установленный для проработки анфаса и получения бликов — на своём месте, и поставленную задачу решает.

Теперь сравните те же самые объекты (снятые на черно-белую пленку) с ПРАВИЛЬНОЙ постановкой света на фото 3.2-2 («Этюд в темной тональности»). Мы видим хорошо сбалансированную картинку. Контровой свет ненавязчиво отрывает черные предметы от черного фона, а передне-боковой рисующий свет хорошо прорабатывает форму и мелкие детали объективов, а также дает нужные блики. При этом фотоаппарат, находящийся слегка позади, мы видим в легком расфокусе. Этот эффект с использованием глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) работает на выявление глубины предметной плоскости. В целом же снимок получился уравновешенным композиционно, сбалансированным по свету и, в то же время, весьма «сочным», несмотря на то, что сфотографировано, по сути, черное на черном. Приглядитесь внимательно, и здесь вы найдёте ВСЕ элементы светотени — света, блики, полутени, собственную и падающую тени, а также рефлексы.

А вот вам и «вопрос на засыпку». На следующем снимке того же автора (фото 3.2-3, «Фруктовый звук») мы видим несочитаемые на первый взгляд объекты — тарелку с фруктами на переднем плане, а на заднем — простенький аудиомикшер (в расфокусе). Не ищите здесь какой-то глубокий авторский замысел. На самом деле это пробный технический кадр, сделанный для выявления эффективной светочувствительности и фотографический широты черно-белой фотопленки при обработке в проявителе нового состава. Поэтому и объекты совершенно абстрактные. В качестве эталонного белого цвета здесь размещён лист белой бумаге (под белой тарелкой и в тени микшера). Как и в предыдущем снимке (фото 3.2-2) постановочная схема та же — темное на темном и ГРИП. А теперь вопрос: сколько источников света здесь было использовано, и как они расположены по отношению к объектам в кадре?

Фото 3.2-1

Фото 3.2-1. Ф/а Fujifilm FinePix A170, f/2,9; 1/4 с. ISO-800, фокусное расстояние 6 мм │ © Анатолий Белов │ SNEG5.com

Фото 3.2-2

Фото 3.2-2. «Этюд в темной тональности». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/4; 1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.2-3

Фото 3.2-3. «Фруктовый звук». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/2.8; 1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

3.3. Светотень. Светлое на светлом

Светлое на светлом снимать ничуть не проще, чем тёмное на тёмном. Однако, существенная разница в том, что чёрное на чёрном ВСЕГДА снимается с контровым светом (являющимся в данном случае ключевым) и рисующим (или моделирующим) светом, а светлый ключ можно отработать и с одним рисующим источником света. Можно, но не всегда.

Фото 3.3-1

Фото 3.3-1. «Карточный домик». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/4; 1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.3-6

Фото 3.3-6. «Карточный домик». Ф/а «ЗЕНИТ-122», объектив — «Гелиос 44-М-7» (2/58 мм), f/4; 1/30 с, пленка — Kodak Pro 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Кстати, сразу вопрос, не блещущий новизной: сколько источников света было использовано при съемке фото 3.3-1 («Карточный домик»), и как они расположены по отношению к объектам в кадре?

Глаза нас не обманывают. Здесь действительно использованы два источника света. Основной (рисующий, LED, 30 Вт) расположен справа и чуть выше уровня предметной плоскости, на расстоянии 1,3 м. Мы отчетливо видим падающие тени на предметной и фоновой плоскостях тени от объектов, создаваемые именно этим светильником. А вот о наличии второго светильника можно догадаться по падающей тени от правого карточного домика (спереди вправо). Это также светодиодный светильник, но не точечный, а линейный. И расположен он сверху (и чуть позади) объекта. Здесь у него функция заполняющего света, необходимого для создания необходимой освещённости на предметной плоскости. Дело в том, что съемка производилась на сравнительно низкочувствительную черно-белую фотопленку.

На следующем фото 3.3-2 («Оригами родом из детства») в качестве предметной плоскости использован кусок диффузного неперфорированного (ДН) киноэкранного полотна. Особенность структуры его поверхности позволяет сильно (и в то же время рассеянно) отражать свет, падающий на его поверхность даже под острым углом.

Эта особенность ДН-экрана хорошо заметна в сравнении с фото 3.3-3, снятом в аналогичных условиях — такие же фигурки, сделанные из тетрадных листов в клеточку, тот же свет (и под тем же острым углом), та же самая белая фоновая плоскость. Только в качестве предметной плоскости использован лист светло-серого техноплекса (мелкоструктурного вспененного пластика).

Обратите внимание на падающие тени на фото 3.3-2. На предметной плоскости они светлее, чем собственные тени — так и должно быть, а вот на фоновой плоскости продолжение тех же самых теней даёт о-очень глубокое почернение. Да к тому же видны даже темные «столбы» в продолжении этих теней на фоновой плоскости. Так работает ДН-полотно. Отражая свет, падающий на него с одной стороны, оно засвечивает и фон, находящийся с противоположной стороны, проецируя при этом на фон и тени на своей поверхности, усиливая их.

Теперь взгляните на следующий снимок (фото 3.3-4). Те же фигурки, что и на фото 3.3-3, те же самые фоновая и предметная плоскости, тот же светильник (и на том же расстоянии), а световая картинка значительно мягче. Нет глубоких собственных и падающих теней, да и предметная плоскость «посветлела». Что же изменилось? Явно не экспозиционные параметры. Рассеиватель не применялся.

Изменился УГОЛ падения света — он стал не таким острым по отношению к предметной плоскости. То есть светильник был поднят выше. Общий контраст при этом снизился.

Таким образом, в лабораторных условиях мы выявили, что чем острее угол направленного света по отношению к предметной плоскости, тем световой рисунок «жёстче», а изображение — контрастнее.

Зная этот постулат, самостоятельно определите, на каком из двух изображений на фото 3.3-5 источник света находится выше, а на каком — ниже.

Фото 3.3-2

Фото 3.3-2. «Оригами родом из детства». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/5.6; 1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.3-3

Фото 3.3-3. Ф/а SONY NEX-5, f/5.6; 1/30 с. ISO-400, фокусное расстояние 55 мм (экв. 35 мм)│ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

Фото 3.3-4

Фото 3.3-4. Ф/а SONY NEX-5, f/5.6; 1/80 с. ISO-800, фокусное расстояние 55 мм (экв. 35 мм)│ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

Фото 3.3-5

Фото 3.3-5. Ф/а SONY NEX-5, f/5.6; 1/80 с. ISO-800, фокусное расстояние 55 мм (экв. 35 мм)│ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

3.4. Светлое на темном и темное на светлом

Светотень при съемке светлых объектов на темном фоне строится по тем же правилам, что и при съемке тёмного на тёмном (см. 3.2.). Но там главная роль контрового света заключалась в том, чтобы «оторвать» чёрное от чёрного.

Светлый же объект отделять от тёмного фона, казалось бы, нет никакой необходимости — они и так достаточно хорошо контрастируют. Тем не менее, от контрового света бывает трудно обойтись.

Взгляните на фото 3.4-1 и фото 3.4-2. Поскольку в данной статье мы рассматриваем не компоновку кадра и художественные достоинства того или иного снимка, а светотень в фотографии, анализировать фото 3.4-2, сделанное цифровой «мыльницей» мы не будем. Оно приводится здесь лишь для того, чтобы показать, как в действительности выглядят объекты на снимке, сделанном на черно-белой фотопленке.

Фото 3.4-1

Фото 3.4-1. Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/4,1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.4-2

Фото 3.4-2. Ф/а Fujifilm FinePix A170, f/4.1,1/34 с. ISO-800, фокусное расстояние 11 мм │ © Анатолий Белов │ SNEG5.com

На фото 3.4-1 («Кубики и шарики») мы видим все элементы светотени — и света, и блики, и тени, и полутени, и рефлексы. И, казалось бы, зачем для съемки зеркальных шариков нужен ещё и контровой свет? Ведь по сути, зеркальный шар можно назвать поверхностью «белее белого». Здравый смысл нам подсказывает, что на чёрном фоне такой шарик должен выглядеть ну просто о-о-чень ярко. Только мы забыли про рефлексы. В данном случае — от черного фона и тёмного стола. Беспристрастная черно-белая пленка рассеивает все иллюзии.

И снова нам приходится «отрывать» даже светлые объекты от темного фона. Только в данном случае интенсивность контрового света должна быть весьма умеренной, а не такой, как при съемке чёрного на чёрном, где контурный свет мы определили как основной.

Здесь для подсветки использовалась 10-ваттная светодиодная лампа, заключенная в узкий тубус. Так была обеспечена точечная задняя (верхне-боковая) подсветка двух шариков и кубика, имеющего темную окантовку. Кстати, на шарике, лежащем на кубике Рубика вы можете видеть два ярких блика, один из которых — от «контровика».

Съемка темных объектов на светлом фоне не вызывает затруднений даже при использовании только одного направленного (или рассеянного) источника света (фото 3.4-3 и фото 3.4-4).

Фото 3.4-3

Фото 3.4-3. «Альтернатива “Зениту”». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/2.8,1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.4-4

Фото 3.4-4. «Это вам не “зеркалка”». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/2.8,1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.4-5

Фото 3.4-5. «Нехирургическая операция». Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/4,1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Одиночный источник света можно применять и при использовании черной фоновой плоскости. Следите только, чтобы не была допущена ошибка, заметная на фото 3.4-5 и фото 3.4-6, где тёмные объекты сливаются с тёмным фоном. Спасает фото 3.4-5 прозрачная бликующая поверхность (крышка от набора с отвёртками), переключающая на себя внимание от компоновочного просчёта с чёрной крышкой от «Зенита», залезающей на чёрный фон.

Фото 3.4-6

Фото 3.4-6. Ф/а SONY NEX-5 │ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

Фото 3.4-7

Фото 3.4-7. Ф/а Fujifilm FinePix A170, f/2,9,1/15 с. ISO-100, фокусное расстояние 6 мм │ © Анатолий Белов │ SNEG5.com

"Рабочий момент"

«Рабочий момент». Ф/а SONY NEX-5, f/14; 1/13 с. ISO-3200, фокусное расстояние 34 мм (экв. 35 мм)│ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

Фото 3.4-7 намеренно переведено в штриховое для демонстрации того, что при грамотной компоновке кадра даже на снимке с запредельным контрастом хорошо просматриваются ВСЕ элементы светотени.

Пару слов стоит сказать об использовании ГРИП (глубины резко изображаемого пространства). На фото 3.4-8 фокусировка производилась по центральному ряду фигур. При большом значении диафрагмы (f4) и съемке под острым углом это привело к тому, что фигуры на переднем и на заднем плане оказались в легкой нерезкости.

И хотя на снимке присутствуют все элементы светотени, снимок выглядит несколько недоработанным. Пожалуй, целесообразнее было либо сделать резким первый план, а задний план и тени на фоновой плоскости увести в расфокус, либо наоборот — сфокусировать картинку на заднем плане и тенях, сделав нерезким первый план.

Как бы то ни было, автор посчитал оптимальным именно свой вариант.

Фото 3.4-8

Фото 3.4-8. Ф/а «ЗЕНИТ-Е», объектив — «Гелиос 44-2» (2/58 мм), f/4,1/30 с, пленка — Fomapan Profi Line Classic 100 │ © Даниил Шаблинский │ SNEG5.com

Фото 3.4-9

Фото 3.4-9. Ф/а Fujifilm FinePix A170, f/4.1,1/52 с. ISO-800, фокусное расстояние 11 мм │ © Анатолий Белов │ SNEG5.com

Для сравнения здесь приводится вариант снимка (фото 3.4-9) той же шахматной доски сделанное под менее острым углом (камера выше) и достаточной для всей площади кадра глубиной резкости при том же значении диафрагмы (f4).

Какой снимок «правильнее» — решать вам.

Так для чего же мы анализируем варианты нехитрых упражнений на светопись в предметном мире? Каков практический смысл выполнения рассмотренных в этой статье абстрактных практических заданий?

Он заключается в том, что впоследствии, когда вы будете строить продуманные композиции со многими разномасштабными объектами, вы невольно вспомните, КАК размещать в границах кадра и высвечивать объекты с различными свойствами — цветом и фактурой. Это знание позволит вам ОСМЫСЛЕННО реализовать творческий замысел в компиллятивных композициях, которым можно дать название.

Фото 3.4-10 (сделанное «мыльницей») и фото 3.10-11 (сделанное приличной цифровой камерой), не претендуют на некую «художественность». Это тоже упражнение, но не на светопись, а на компоновку кадра с использованием двух видов перспективы. Но ему уже можно придумать название. К примеру, «Старость  не в радость». Попробуйте определить, сколько и каких источников света здесь было использовано.

Фото 3.4-10

Фото 3.4-10. Ф/а Fujifilm FinePix A170, f/2,9,1/4 с. ISO-100, фокусное расстояние 6 мм │ © Анатолий Белов │ SNEG5.com

Фото 3.4-10

Фото 3.4-11. «Старость не в радость». Ф/а SONY NEX-5, f/5.6; 1/5 с. ISO-400, фокусное расстояние 30 мм (экв. 35 мм)│ © Никита Кириченко │ SNEG5.com

И уже таким образом от простейших упражнений съемки предметного мира мы постепенно переходим к грамотной реализации идей съёмки мира большого, и отнюдь не абстрактного.

Продолжение статьи (часть 3) смотрите здесь: В кадре — дым, пар и всякие мелочи


Использованы фотографии

Даниила Шаблинского и Никиты Кириченко, выполнивших упражнения для иллюстрации данной статьи.

Общая оценка материала: 4.9
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 5 Average: 5]