Авторское право и музыка в кино
Ольга Курина
Шпаргалка для документалиста: Музыка в кино
Продолжение цикла статей об авторском праве в неигровом кино. Предыдущая статья: «Шпаргалка по договорной работе в кино»
Ольга Курина, вице-президент по развитию НП “Гильдия неигрового кино и телевидения“, коммерческий директор ОАО “Центр национального фильма”.
Содержание Шпаргалка для документалиста: Музыка в кино Определения и понятия • Ответственность Основные субъекты авторских и смежных прав в музыке • Авторские права Развенчание мифов о музыке в кино Библиография |
Редко в каком фильме, особенно документальном, нет фонового музыкального или шумового сопровождения. В любом случае, какова бы не была дальнейшая судьба фильма, права на использование музыкальных произведений, шумов и иных звуков, входящих в итоговую фонограмму, нужно «очищать» – получать разрешения на использование авторских и смежных прав результатов интеллектуальной деятельности.
Относительно авторов фильма и иных понятий в авторском праве ранее были представлены материалы:
«Авторские права: Шпаргалка для документалиста» [1] и
«Шпаргалка по договорной работе в кино» [2].
Про роль звука в фильме есть множество материалов, например: Роль звука в аудиовизуальном произведении. Познин В.Ф. «Техника и технология СМИ. Радио и тележурналистика» [3]
Определения и понятия
Определение понятия «Фонограмма».
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма – это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение – это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.
Фонограмма – это одна из форм выражения музыкального произведения, а именно – звуковая форма. Музыкальное произведение может быть выражено также в живой устной форме (живое исполнение), может быть выражено в зафиксированной устной форме (например, фонограмма). Музыкальное произведение может быть выражено также в письменной форме – в форме партитуры.
Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм, которые и являются ее правообладателями.
Так, исполнитель (автор исполнения) – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, композитор, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ).
Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).
Ответственность
Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.
Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.
Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц – от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц – от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав. Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.
Свободное использование фонограмм
ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования фонограмм как объектов смежных прав, а именно:
• воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ),
• использование в информационных, научных, учебных или ¬культурных целях (ст. 1274 ГК РФ),
• публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ),
• воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ),
• запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).
Основные субъекты авторских и смежных прав в музыке
Авторские права
Правообладатель: Композитор – автор музыки
Объем приобретаемых прав:
Один из авторов фильма, с ним должен быть заключен авторский договор на приобретение прав на использование созданной или создаваемой музыки в фильме. Только за композитором остается право на получение вознаграждения за публичное исполнение фильма (п.3 статьи 1263 ГК РФ).
Вид договора для заключения:
Договор об отчуждении исключительного права; или Лицензионный договор
Правообладатель: Поэт, автор стихов – авторские права на текст (слова песни)
Объем приобретаемых прав:
Приобретение лицензии на использование текста песни в исполнении Исполнителя, положенную на музыку Композитора в составе фильма.
Вид договора для заключения:
Договор об отчуждении исключительного права; или Лицензионный договор Или Смешанный договор (договора оказания услуг/выполнения работ или авторского заказа) с выделением раздела о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Правообладатель: Аранжировщик (переработчик музыки)
Объем приобретаемых прав:
Само произведение, которое подвергается переработке, должно быть также легально приобретено (получено письменное разрешение на его использование с указанием возможности аранжировки/переработки).
Вид договора для заключения:
Лицензионный договор на приобретение права или использование произведения в аранжировке.
Смежные права
Правообладатель: Исполнитель музыки – музыкант.
Объем приобретаемых прав:
Договор на приобретение или использование смежных прав на исполнение музыки.
Вид договора для заключения:
Договор об отчуждении исключительного права; или Лицензионный договор или Смешанный договор (договора оказания услуг/выполнения работ или авторского заказа) с выделением раздела о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Правообладатель: Исполнитель текста (слов) – певец.
Объем приобретаемых прав и вид договора для заключения:
- Договор на приобретение или использование смежных прав на исполнение текста.
Правообладатель: Изготовитель фонограммы – использование записи произведения.
Объем приобретаемых прав и вид договора для заключения:
- Договор на приобретение или использование смежных прав на фонограмму.
ВАЖНО!!!
Все договоры должны быть заключены в письменной форме.
Развенчание мифов о музыке в кино
Есть несколько статей, развеивающих основные мифы, существующие в сообществе относительно использования музыки в кино (из разряда, что можно использовать до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии без разрешения и т.п.). Чтобы их не повторять и просто остановиться на том моменте, что все составляющие фонограммы должны быть получены законно.
• Сколько можно копировать: мифы об авторских правах на музыку, Карл Карлыч [ 5]
• 10 главных мифов об авторском праве, Андрей Минков, юрист Союза кинематографистов России [6]
• 7 мифов об авторском праве на музыкальные произведения [7]
• Как проигрывать законно музыку в своем заведении? [8]
В любом случае, выводом всех статьей о развивании мифов является то, что любое использование музыки в фильме требует получения разрешения ее правообладателей (авторские и смежные права).
Как не «попасть» на авторские права
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации в документальном и научно-популярном кино.
1. Заказываем музыку для фильма у композитора или самостоятельно создаем музыку.
Самый легкий в плане администрирования способ очистки прав. Заключаем авторский договор с композитором на создание музыки для фильма (тип договора см.выше). Наиболее дешевый способ создания готового трека -заказать его у фрилансеров (kwork.ru, moguza.ru, freelancehunt.com), которые специализируются на написанию минусовок, сведению и обработке треков. Есть риски нарушения фрилансерами авторских прав, срыва работы.
2. Покупаем доступ в библиотеку музыки и приглашаем звукорежиссера для подбора шумов и создания итоговой фонограммы или звукорежиссер использует собственную библиотеку шумов/музыки.
Музыкальные сервисы и библиотеки обычно предоставляют доступ к лицензионной музыке и шумам. Перед использованием аудиозаписи нужно убедиться в отсутствии или наличии каких-либо ограничений, и если они есть, учесть их. Существуют как бесплатные ресурсы для обычно некоммерческого использования (фонотека YouTube, Free Music Archive), так и платные (Jamendo Music, Freeplay Music).
Также есть сервисы, которые позволяют свободно использовать музыку в коммерческих целях при условии, что будет указан автор и источник скачивания (DIG ccMixter, SoundCloud). Подробный обзор библиотек представлен в статье [9] .
Подробно о типах лицензий в библиотеках рассказано в материале [10] .
Звукорежиссер не является автором фильма. С ним заключается договор подряда или оказания услуг. Однако, он может получить смежные права в том случае, если правомерно (то есть имея права на изначальное произведение) внесет изменения в фонограмму. Тогда он получает смежные права на переработанную фонограмму. В любом случае, пункт о передаче продюсеру любых авторских и смежных прав, которые могут возникнуть в процессе выполнения работы, в договор следует включить.
3. Использование музыки с истекшим сроком защиты авторских прав
В Российской Федерации авторское право действует в течение 70 лет после смерти автора, поэтому ряд классических композиций уже стала общественным достоянием. В других странах такой срок защиты авторских прав может быть другим (надо уточнять в каждому конкретном случае). Однако, существуют смежные права на использование фонограммы. Надо заключать договор с лейблом или иным правообладателем.
Также можно заказать исполнение композиции по нотам. Тогда нужно заключить договор на приобретение смежных прав на исполнение такой композиции с таким музыкантом. Существует ресурс musopen.org, где представлен каталог музыки, в котором можно отобрать по фильтру public domain (свободное использование). Там же представлен каталог нот.
Есть списки произведений, переходящих в общественное достояние. Например, «Культурное наследие и общественное достояние. Произведения литературы, науки и искусства, переходящие в Российской Федерации в режим общественного достояния с 1 января 2019 года». С.А. Козловский, А.Ю. Корольков, В.В. Медейко [11]
4. В фильме звучит фоном песня / песня играет в общем ряде интершума / песня играет на радио или в телевизоре у героев фильма
Очистка прав включает следующие шаги:
• Приобретение авторских прав у автора музыки (композитора);
• Приобретение авторских прав у автора/авторов текста песни;
• Приобретение смежных прав у исполнителя/исполнителей песни;
• Приобретение смежных прав у исполнителя/исполнителей музыки (музыкантов);
• Приобретение смежных прав у производителя фонограммы (лейбла).
В случае, если играет русская народная песня или песня, перешедшая в народное достояние, то не требуется получение прав у авторов текста песни и музыки. Остальные пункты остаются.
5. Герой в фильме напевает известную песню
Очистка прав включает следующие шаги:
• Приобретение авторских прав у автора музыки (композитора);
• Приобретение авторских прав у автора/авторов текста песни.
• С героем заключается договор или получается разрешение на использование его видеозаписи, изображения и прочих материалов, в фильме.
6. Герой в фильме напевает русскую народную песню
В случае, если песня является фольклорной или перешла в народное состояние, то приобретение прав на нее не требуется. С героем заключается договор или получается разрешение на использование его видеозаписи, изображения и прочих материалов, в фильме.
7. Герой фильма декламирует стихотворения/прозу
Очистка прав включает следующие шаги:
• Приобретение авторских прав у автора/авторов стихов/прозы.
• С героем заключается договор или получается разрешение на использование его видеозаписи, изображения и прочих материалов, в фильме.
8. Использование аранжировки музыки (творческая доработка), добавление сэмплов и других звуков, создание ремиксов
Очистка прав включает следующие шаги:
Для музыки, которая будет подвергнута творческому изменению (в случае, если это будет делать не сам автор музыки):
• Приобретение авторских прав у автора музыки (композитора);
• Приобретение смежных прав у исполнителя/исполнителей музыки (музыкантов);
• Приобретение смежных прав у производителя фонограммы (лейбла).
Для результата творческой переработки (аранжировки)
• Приобретение авторских прав на результат аранжировки.
9. Запись кавер-версии песни на собственную музыку
Очистка прав включает следующие шаги:
Для песни, которая будет подвергнута творческому изменению (в случае, если это будет делать не сам автор песни):
• Приобретение авторских прав у автора/авторов текста песни.
Для кавера:
• Приобретение смежных прав у исполнителя/исполнителей песни;
• Приобретение смежных прав у исполнителя/исполнителей музыки (музыкантов).
10. Использование записанных звуков, шумов (шумотеки, фонотеки и т.п).
Необходимо приобретение смежных прав у производителя фонограммы/шумов.
11. Самостоятельная запись шумов
С звукооператорами или шумовиками необходимо заключить договор оказания услуг или подряда (выполнение работ) на конкретные задания с указанием на то, что права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках выполняемой работы, будут переданы продюсеру (исключительная или неисключительная лицензия).
12. Дикторский голос в кадре
Заключение с диктором договора на приобретение смежных прав на исполнение.
13. Синхронная речь
С героями фильма должны быть подписаны договоры или получены письменно разрешения на использование их видеозаписей, изображений, голоса в фильме. Надо помнить, что запись речи и видеоизображения без ведома человека (скрытая камера, отсутствие разрешения на съемку и т.п.) – это вмешательство в частную жизнь – запрещена законодательством РФ.
14. Фильм/ролик некоммерческий, денег зарабатывать не будет / социальный / для детей / образовательный и т.п.
Специально выделенная категория вопросов про приобретение музыки. Правила, описанные выше, применимы ДЛЯ ВСЕХ аудиовизуальных произведений, независимо от дальнейшего использования созданных произведений. Так что и для некоммерческих и прочих социальных роликов и фильмов очистка прав на музыку нужна и производится аналогично описанному порядку. Другой вопрос, в рамках получения разрешений, возможно, обладатели авторских и смежных прав могут предоставить разрешения по заниженной цене или бесплатно. В любом случае, такие разрешения надо получать письменно.
Выводы и заключения
Надо понимать, что все данные положения распространяются не только на неигровые и художественные фильмы, но и на видеоролики в Youtube, блоги и прочие создаваемые аудиовизуальные произведения.
Существуют вопросы о том, приобретая фонограмму, приобретаются ли вместе с ней и права авторов, исполнителей? Обычно нет – редко когда производители фонограммы полностью отчуждают права авторов на записываемое произведение. Разбор практики, например, тут: [12].
Итоговый вывод – всегда лучше получать разрешения. Зачастую, лицензии на известные песни можно приобрести в имеющихся каталогах, не бегая по авторам и исполнителям, например, медиа-портал по продаже музыкальных произведений [13], Форум об аудиостоках [14], множество зарубежных аналогов. Другой вопрос – наличие бюджета на приобретение таких лицензий – обычно его не закладывают, забывая о такой важной составляющей. Поэтому – планируете бюджет на очистку прав заранее!