Ротоскопная анимация, фотоперекладка и эклер

Анатолий Белов │ SNEG5.com

  

Ротоскопная анимация в кино — история и современность

Ротоскоп и ротоскопная анимация

Иллюстрация © SNEG5.com

Ротоскоп и ротоскопная анимация

Содержание

Ротоскоп и ротоскопная анимация

• Фотоперекладка
• «Эклер» и ротомация
• Ротоскопирование и ротоскопинг

Ротоскопная анимация как попытка создать реалистичную мультипликацию

• Куда же без Уолта Диснея
• Ротоскопная анимация шагнула за океан
• Ротоскопная анимация в СССР
• Реалистичность и типажность

Хорошо забытое старое

• Любительская ротомация
• Технология motion capture («мокап»)
• Ротоскопная анимация в видеоиграх
• Трансформации и смысл

Источники публикации
Литература по анимации

Ротоскоп был изобретен в 1914 году Максом Флейшером (один из первопроходцев, величина в мультипликации равная, если не превосходящая Уолта Диснея). Данная техника вскоре получила широкое распространение в двух сферах.

Во-первых, это производство мультфильмов, которое благодаря использованию ротоскопа выигрывало и в реалистичности движений персонажей, и (не всегда) в скорости создания. Метод активно использовали и Флейшер, и Дисней, и Союзмультфильм. В какой-то степени сюда можно отнести и использование ротоскопа при создании комиксов.

Во-вторых, это оптические кинотрюки, создаваемые с помощью комбинированных съемок. Рисование поверх кадра используется главным образом в создании блуждающей маски (на эти участки затем можно добавить несуществующие детали).

Особенно востребованной подобная техника стала в связи с модой на фантастику и супергероев в кино. Сперва это были довольно нереалистичные вставки, однако с появлением новых технологий (motion control, motion capture и др.) фотоперекладка стала одним из главных орудий создателей спецэффектов. [9]

Ротоскоп Флейшера

Ротоскоп Макса Флейшера. Патент от 9 октября 1917 г. Иллюстрация © SNEG5.com

Фотоперекладка

Фотоперекладка — это анимационная техника, при которой определенный фрагмент (фильма или мультфильма) создается посредством покадровой перерисовки с фото- или кинопленки. Первоначально технология строилась на основе проектора, который просвечивал каждый кадр на бумажную кальку.

В английском языке эта техника называется rotoscoping, что впоследствии было калькировано на другие языке (рус. ротоскопирование, фр. rotoscopie). [9]

«Эклер» и ротомация

«Эклер» — это ротоскопинг с использованием кинопроекционного аппарата для ротоскопирования (его производила французская компания Eclair). Аппарат позволял покадрово проецировать на матовое стекло отдельные ступенчатые фазы движения, запечатленного на кинопленку. [2]

Основных героев играли вначале актеры, затем пленку с отснятым материалом просматривали на эклере и, кадрик за кадриком, перерисовывали с экрана на кальку, с кальки на целлулоид, раскрашивали и вновь снимали покадрово, подкладывая нужный рисованный фон. Таким образом, пытались добиться абсолютного правдоподобия движения, его реалистичности. Однако результаты чаще всего были далеки от желаемых. «Эклерные» герои выглядели на экране скованными, деревянными и вступали в противоречие с самой природой рисованного фильма, в котором живет рисунок, а не натурный актер.

Кстати, Уолт Дисней в своем фильме «Белоснежка и семь гномов» использовал эклерный метод для создания образа Белоснежки. И неслучайно мультипликационные гномы в этом фильме выглядят гораздо интереснее, живее и убедительнее, чем главная героиня.

Но в изучении движения, в подсобной работе эклер для художника просто необходим. [10]

Ротомация (rotomation)

Ротомация (rotomation) – подмена актеров цифровыми пришельцами в художественном фильме «Район № 9»

Ротомация (ротоскопная анимация) — от англ. rotomation, понятие сложено из двух слов rotoscoping (ротоскопирование) и animation (традиционная анимация). [2]

Техника rotomation обычно применяется, когда нужно чтобы цифровой персонаж очень реалистично, динамично, живо взаимодействовал с реальной средой или реальными актерами. Для этого, цифрового персонажа сначала играет реальный человек, которого впоследствии бесшовно заменяют анимированным персонажем. Так сказать, зарисовывают поверху.


Ротоскопирование и ротоскопинг

Это анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями. [2]

Ротоскопирование — термин, который берет начало в традиционной кинотехнике. В наше время – это наложение маски при помощи программного обеспечения в компьютере на динамические, движущиеся объекты (зачастую это люди или транспорт) в статическом окружении, сцене (улица или декорации) для последующего отделения и обработки.

Ротоскопинг в фильме Загадочная история Бенджамина Баттона

Ротоскопинг для создания активной массовки в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона». [2]

В декорациях при помощи ротоскопирования и композинга можно «продублировать» людей и добавить декорации созданные при помощи 3D графики, что позволяет значительно сэкономить создателям фильма финансово-материальные средства. Это является хорошей мотивацией активно развивать и использовать эту технологию. Технология позволяет экономить на массовке на декорациях и позволяет вкладывать вырученные средства в гонорары актеров и специалистов компьютерной графики.

Этот художественный приём позволил дорисовывать некоторые элементы, которых в реальных съемках не было: галлюцинации главных героев, футуристические костюмы, а также передать особое восприятие реальности главным героем.

В настоящее время ротоскопинг очень активно используется в видео продакшене и игровой индустрии, компьютерной анимации (для процесса покадрового использования видео в качестве фона или текстурной карты.), при производстве двухмерной анимации. Такой эффект довольно часто применяют кинематографисты — от телевизионной рекламы до фильмов Голливуда.

Ротоскопная анимация как попытка создать реалистичную мультипликацию

Макс Флейшер и Бетти Буп

Макс Флейшер и Бетти Буп. Иллюстрация © SNEG5.com

Использование ротоскопа позволило его изобретателю — Максу Флейшеру создать несколько удачных образов, которые снискали популярность. Сперва это был клоун Коко из серии «Из чернильницы» (в качестве актера выступал брат Макса – Дэйв), затем – «Бетти Буп». [9]

Для первого мультфильма понадобилось 2600 кадров и целый год работы. Позже этот эксперимент вылился в целую сериию мультфильмов под названием “Out of Inkwell” (Из чернильницы), главным героем которых стал клоун Коко. The Tantalizing Fly (1919):

В 1929 году Макс Флейшер основал компанию Fleischer Studios. Вначале студия активно использовала вживление анимации в киносъемку, но под давление поулярности Микки Мауса перешла на чистую анимацию. Ротоскопия стала основным коньком студии. С помощью этой техники анимировались такие персонажи как Бетти Буп (рисованный секс-символ 30-х), Моряк Попай и Супермен.

Анимация Fleischer Studios была чуть менее резиновой, чем диснеевская но разница со временем стала стираться. [8]

Коммерчески успешными были и другие работы компании Флейшера, в которых полностью или частично использовалась новая технология – серия о моряке-Попае, полнометражный мультфильм «Путешествия Гулливера» (1939). [9]

Куда же без Уолта Диснея

Начиная с 40-х годов ротоскоп широко внедряет и главный конкурент Флейшера – студия Уолта Диснея. До этого мультгероям Диснея характерны резковатые и однотипные движения, что не так заметно из-за танцевального характера движений (например, в сериях о Микки Маусе). На смену этому приходят более живые и естественны герои – например, «Белоснежка и семь гномов» (1937), «Золушка» (1950), «Алиса в Стране чудес» (1951).

Диснеевская Белоснежка

Диснеевская Белоснежка

Диснеевская Алиса

Диснеевская Алиса

Итак, Дисней перенял технологию, и в 1937 году выпустил анимационый фильм «Белоснежка и семь гномов», главная героиня которого была анимирована с помощью ротоскопирования. Принцессу играла танцовщица Марджори Селеста Белчер. И хотя лицо белоснежки было сильно стилизовано, движения копировались довольно детально. Это был первый полнометражный мультипликационнный фильм студии Диснея и её грандиозный успех. «Белоснежка» заложила основу для всех последующих диснеевских полнометражек. [8]

Применение киноматериала Уолт считал вполне осмысленным, т. к. художники в любом случае использовали себя, свои мимические эмоции или коллег как основу для рисунка. Об этом писал и Фёдор Савельевич Хитрук, признавшийся, что многие часы проводил перед зеркалом, изучая движения тела. При этом Уолт Дисней отметил:

Белоснежка и семь гномов — live-action reference

Белоснежка и семь гномов — live-action reference

«Художники, глядя на себя в зеркало, иногда не были столь успешны, потому что они были плохие актеры и делали всё достаточно жестко».

Поэтому для работы над Белоснежкой были отсняты движения и танец юной актрисы Мардж Чэмпион.

Свои прототипы были у других известных героинь – у Ариэль, Авроры, Алисы, Золушки, Малефисенты, Динь-динь и других. [9]

В сети можно найти множество фотографий и видео со съемок диснеевских и других мультфильмов. На английском это называется  live-action reference.

Студия Диснея со временем отошла от широкого использования ротоскопа, в том числе и по чисто внешним причинам: компания больше не нуждалась в резком увеличении эффективности, поскольку в итоге завоевала в конкурентной борьбе место лидера рынка.

Ротоскопная анимация шагнула за океан

Принцесса Железный ВеерБлагодаря ротомации родился и первый полнометражный мультфильм на Востоке – китайская «Принцесса Железный Веер». Почти не имея опыта в анимации, братья Вань выпустили в 1941 году фильм, который создавали 237 художников на протяжении трех лет.

Любопытно, что, несмотря на попытку подражать диснеевской «Белоснежке», у мультфильма есть много специфических черт – например, очень тщательная проработка фона и статических деталей (что объясняется традицией китайской живописи, которая влияла на художников, нанятых братьями).

После оккупации Шанхая мультфильм попал в Японию и неожиданно оказал значительное воздействие на последующее поколение японских художников (аниматоров, создателей комиксов и видеоигр). Одним из них был Осаму Тэдзука, известный создатель манга, автор «Принцессы-рыцаря», «Метрополиса», «Астро Боя».

Ротоскопная анимация в СССР

Кадры из советских мультфильмов

Кадры из мультфильмов: «Снежная Королева», «Ночь перед рождеством», «Сказка о рыбаке и рыбке». [8] Иллюстрация © SNEG5.com

В СССР ротоскопирование было известно под названием «эклер» (название возникло благодаря марке проекционного аппарата Eclair). Вначале у советских студий не хватало опыта и навыков для создания качественной анимации, и без ротоскопа было не обойтись. Тем более что соцреализм требовал реалистичности анимированных героев.

В 1940–1950-х годах «эклер» стал излюбленным приемом большинства советских мультипликаторов. Этот прием, поначалу считавшийся вспомогательным, постепенно распространился, определяя собой не только технологию, но и эстетику фильмов. В первой половине 1950-х почти все человеческие персонажи в фильмах были сделаны при помощи «эклера», и на этом пути случались удачи. Так был сделан, например, фильм Золотая антилопа (1954) Л. Атаманова, ставший классикой советской мультипликации. [5]

В 1950-е годы в период расцвета метода «эклер» в СССР мультфильм сначала снимался с живыми актёрами, а затем покадрово прорисовывался художниками. [1]

С помощью эклера были созданы многие советские полнометражные сказки, по которым так любит ностальгировать старшее поколение. В съемках этих фильмов принимали участия известные советские актеры. Их жесты и движения, зачастую переводились на целлулоид гораздо более дотошно, чем у Диснея. Поэтому в советской анимации 50-х мы видим много реалистичных персонажей с правдоподобными пропорциями, и очень плавными (иногда до медлительности) движениями и жестами. Среди работ с использованием этой техники можно упомянуть следующие:

• Михайл Цехановский: «Цветик-Семицветик» (1948), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Каштанка» (1952), «Царевна-Лягушка» (1954)
• Сестёры Брумберг: «Ночь перед рождеством» (1951)
• Лев Атаманова: «Аленький цветочек» (1952), «Золотая Антилопа» (1954) и один из самых узнаваемых за рубежом ротоскопированных советских мультфильмов «Снежная Королева» (1957).

Реалистичность и типажность

Реалистичность и типажность была важна и для советской традиции мультипликации. Особенно в 50-е годы многие мультфильмы были созданы с помощью аппарата «Эклер»: «Сказка о солдате» (1948), «Чудесный колокольчик» (1949), «Аленький цветочек» (1952), «Каштанка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956) и многие другие.

Признанными мастерами ротоскопа были Лев Атаманов, Михаил Цехановский, Владимир Самсонов и Анатолий Петров. В каком-то смысле это связано с общей культурной ситуацией: после войны в советском искусстве окончательно сформировался отход от ранних авангардистских экспериментов к некоторому подобию классицизма (сталинский ампир, соцреализм).

Одной и задач искусства была определена «проблема положительного героя с человеческим обликом», что также не стимулировало радикальные нововведения. С другой стороны, Союзмультфильму не хватало специалистов, а ротоскоп позволял подключать к работе начинающих. По этой причине в 50-е даже некоторые животные изображались с помощью «Эклера».

Процесс создания одного мультфильма (более 5 минут) в то время – это сложный процесс, включающий в себя работу десятков аниматоров, что усложняло выдерживание одного стиля – в движении, поведении, мимике героев. Поэтому даже с отходом от ротоскопирования видеоматериал используется в больших проектах. Например, в диснеевском «Алладине» (1992) уже все персонажи рисованные, но применялась и кинопленка с актерами – для тайминга и более удачного выбора плана, угла зрения.

Использование ротоскопа не всеми признавалось удачным решением, дискуссии по этому поводу проходили и у нас, и за океаном. Прямолинейное перерисовывание критиковали за халтуру, отсутствие творческой переработки: сохраняя характер движения, такой рисунок теряет эффектность и выразительность. А ведь анимация всегда была ближе к карикатуре и гротеску в подчеркивании выразительных черточек.

Кроме того, сам видеоматериал отнюдь не всегда был хорошего качества – не для всякой работы приглашались талантливые актеры, а порой им не хватало репетиций для вживания в роль. По этой причине «Эклер» воспринимали как временное решение, позволяющее повысить уровень мастерства аниматора.

Стенограмма доклада «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов» — открыть/закрыть спойлер

Использование натурных съемок как образца для работы мультипликатора, получившее в СССР наименование «эклер» (по марке проекционного аппарата), применялось в советской анимации с незапамятных времен. Так, известно, что этим приемом пользовался в 1920-е годы Вячеслав Левандовский, а С. С. Гинзбург предполагал, что и Владислав Старевич не обходился в своей работе без подспорья в виде натурных киноматериалов.

Несколько сократилось применение «эклера» в середине тридцатых годов, вместе с переходом к технике и эстетике «диснеевского конвейера». Однако уже в 1938 или 1939 году на «Союзмультфильме» в ход вновь вошли натурные съемки актеров, затем переводившиеся в рисунок. Уже тогда некоторые режиссеры и художники (Д. Н. Бабиченко, А. А. Радаков) осуждали чересчур механическое применение этой методики, отсутствие времени для репетиций с актерами, «халтурность» спешной работы с исполнителями ролей. Говорилось и о том, что никакой актер не сможет заменить рисованного персонажа, превзойти его по выразительности.

Однако тогдашнее увлечение технологией «эклера» было обусловлено весьма запутанной ситуацией: с одной стороны, человеческий персонаж в мультипликации был почти официально признан неуместным (по крайней мере тогда, когда речь шла о положительном современном герое); с другой—«свыше» было спущено распоряжение о повороте советского кино к актуальной проблематике, обязательное и для мультипликаторов. В таком положении использования образа человека в рисованном фильме было уже не избежать, и как выход была взята на вооружение техника «эклера».

В умеренных количествах «эклер» применялся и в 1940-е годы, но «расцветом» этого метода, безусловно, является период 1950–1955 годов, когда на «Союзмультфильме» почти не было фильмов, где бы действовал человек, изображенный без использования «эклера». (Даже зоологические персонажи часто исполнялись посредством той же методики). Вместе с тем, четких и однозначных указаний «свыше» о «поголовном» применении «эклера» не обнаружено. Хотя есть документы конца 1940-х годов, исходившие из Министерства кинематографии, где указание о применении натурных съемок в мультипликации носило рекомендательный характер. Отказ от этой методики был связан в том числе и с изменившимся составом руководства Главка в середине 1950-х годов, вместе с которым изменилось и отношение к «эклеру». [3]

Из доклада И. П. Иванова-Вано 1951 года можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в пятидесятые годы причиной использования «эклера» была «проблема положительного героя» с человеческим обликом.

Во-вторых, доклад прямо указывает, что «эклер» признавался (по крайней мере, частью творческих работников) временной мерой, необходимой до тех пор, пока не повысится квалификация мультипликаторов, способных обходиться без него. До некоторой степени это было справедливым—ведь в ходе работы с «эклером» многие аниматоры действительно серьезно повысили уровень мастерства.

В-третьих, доклад подтверждает наличие на «Союзмультфильме» дискуссий по поводу необходимости и меры использования «эклера» (а это косвенно указывает на то, что не все режиссеры применяли «эклер» добровольно).

В-четвертых, аниматоры пытались адаптировать методику «эклера» к условной природе мультипликации и призывали к «творческому» использованию этой технологии. [3]

Так или иначе, но от «эклера» отказались довольно быстро. Он противоречил самому искусству анимации, искажал его предназначение, его прелесть и неповторимость. [4]

Хорошо забытое старое

Новое – это хорошо забытое старое. Данный трюизм хорошо подходит к тенденции в кинематографе, неожиданно заявившей о себе в 2000-е годы. Наиболее известны две работы Ричарда Линклейтера«Пробуждение жизни» (2001) и «Помутнение» (2006), а также «Ренессанс» Волькмана (2006), «Год рыбы» Каплана (2007) и «Вальс с Баширом» Фольмана (2008). Также одна часть из «Пяти препятствий» фон Триера (2003) и некоторые эпизоды «Чикаго 10» Моргена (2007) используют ротомацию. Однако в данном случае эффект получается совсем иной: реальность размывается, становится текучей и сюрреальной.

Подобный прием на деле еще раньше освоили сперва клипмейкеры, а затем авторы видеоэссе и экспериментальных короткометражек, например, «Закуски и напитки» (англ. «Snack and Drink») Боба Сабистона и Томми Паллоты (1999). Это стало возможно благодаря появлению доступного программного обеспечения для монтажа и обработки видео.

Собственно, именно Сабистон и был тем человеком, кто в значительной степени инициировал интерес к ротоскопической обработке видео: сперва он создал специальную программу для этого (Rotoshop), а затем по мере сил популяризировал стилистику своими короткометражками (помимо «Snack and Drink» он снял «Yard», «Earthlink Sucks», «Grasshopper»). К его услугам прибегали при работе Линклейтер и Триер с Летом. Впоследствии Сабистон переключился на анимационный софт для Nintendo и iOS. [9]

В 60-х в мире появилась Загребская школа анимации. Ротоскопия как основной технический прием отошла в сторону, не в последнюю очередь потому , что часто мешала полету фантазии.  На кинопленку по-прежнему могли сниматься какие-то движения, но пользовались ими теперь не для прямого копирования, а скорее в качестве референсов, помогающих изучить движение.
Но, конечно, ротоскопия не канула в лету. Некоторые авторы продолжали (и продолжают) активно использовать эту технику в полнометражном кино. Некоторые примеры:

Джордж Даннинг «Желтая подводная лодка» (1968)

Маморо Хосода «Девочка покорившая время»

Маморо Хосода «Девочка покорившая время» (2006)

Сцена из фильма «Поп Америка»

Сцена из фильма «Поп Америка» (American Pop, 1981)

Хироси Нагахама «Цветы зла»

Хироси Нагахама «Цветы зла» (2013)

За последние годы использование ротоскопирования как художественного приема (как и в прежние времена облегчающего жизнь начинающим) превратилось в одну из ключевых тенденций в области короткометражных арт-проектов. Например, на Vimeo можно найти десятки студенческих или уже профессиональных видео в этой технике. Иногда ротоскопирование использует и современное искусство – создавая движущиеся gif-изображения или серии рисунков (как это делает, например, Маттиас Браун). [9]

 

Технология motion capture («мокап»)

Магистральным направлением в современном ротоскопировании стала технология motion capture (сокращено «мокап»), используемая в кино, в 3D-мультипликации и графическом дизайне видеоигр.

В основе этой технологии лежит усовершенствованный принцип проекции, разве что теперь вместо линии схватывается движение, а вместо плоского рисунка формируется трехмерная модель. Процесс, при котором датчик (или множество датчиков) передает информацию о движении и проецирует ее на смоделированное пространство, получил название «захват движения» (или motion capture).

На деле существует несколько типов мокапа. Классический – оптический, с пассивными (светоотражающими) или активными (диодными) маркерами. Для него требуется специальная зона и несколько синхронизированных камер. Программа на основе данных камер способна вычислить положение каждого маркера, если его видят хотя бы две камеры.

Использование motion capture на съемках фильма «Аватар»

Использование motion capture на съемках фильма «Аватар» (2009)

Существуют и другие типы мокапа:

• механический,

• оптический безмаркерный (определяет глубину и движение картинки как у Kinect),

• магнитный (вместо камер три ортогональных магнитных катушки, определяющих расстояние по напряженности поля),

• инерционный (в его основе гироскопы, акселерометры и т. п.).

Очевидные плюсы такой технологии состоят в экономии времени сил, а также в более глубокой проработке «вторичных движений» (например, движение всего тела для поддержки равновесия или сложного действия, вроде пируэта, удара мечом и т. д.). Конечно, для обработки материала понадобится целый штат работников, и все же один актер даже за несколько рабочих дней сэкономит месяцы для аниматоров. Еще одним из плюсов мокапа является возможность интерактивно корректировать процесс параллельно с обработкой.

Полученное тем или иным способом облако точек – это материал для обработки и художественного осмысления. Если анимационный персонаж совпадает по характеру и пропорциям с актером, то здесь лишь остается создать скелет и обтянуть его формами, текстурами или полигонами. Значительная часть этой работы может быть передана алгоритмам специального софта.

Совсем другое дело – когда есть явные отличия, например, персонаж имеет слишком длинные ноги, огромную голову, более резкие или напротив более инертные движения. В данном случае используется ретаргетинг – творческая реконструкция (для которой как раз полезна интерактивность мокапа). Слепое копирование имеет все шансы быть не принятым зрителем.

В связи с подобного рода копированием специалисты по анимации часто упоминают термин Масахиро Мори «эффект зловещей долины». В 1978 году Мори, изучая реакцию людей на роботов, обнаружил, что чем больше робот (а также другие человекоподобные фигуры, куклы и т. д.) похож на человека, тем больше он вызывает симпатии, однако это правило работает лишь до определенного предела. Как только похожесть слишком сильно приближается к человеку, тут же происходит резкий спад симпатии – это и есть «зловещая долина».

Также ученый отметил, что анимация усиливает и симпатию, и антипатию. Существует несколько объяснений этого феномена, но мультипликаторам хорошо известно на опыте, что подобный эффект работает в большинстве случаев (поэтому необходимо его учитывать). И средство против этого известно давно, еще на ошибках старого ротоскопирования – это авторский почерк, творческий поиск выразительных средств, отличающихся от фотореализма. Ручная анимация даже в эпоху цифровых технологий продолжает оставаться популярной.

Стоит, впрочем, заметить, что усилиями современной компьютерной графики все чаще популярными становятся совершенно неантропоморфные персонажи. Одним из флагманов этой тенденции стала копания Pixar, а впоследствии и мода на фэнтези. К последним безусловно в первую очередь относятся обе трилогии Питера Джексона, посвященные книгам Толкиена.

Создание Голлума

Создание Голлума из «Властелин колец» при помощи motion capture

Впрочем, стоит заметить, что явно не меньшую роль в их популярности сыграли актеры, качественный сюжет и режиссура, восхитительная работа костюмеров, декораторов, создателей реквизита. Но как показал опыт таких картин как «Последняя фантазия» (2004), «Беовульф» (2007) и «Варкарфт» (2016), графика – это еще не гарантия успеха у зрителей и критиков.

Ротоскопная анимация в видеоиграх

"Принц Персии"

Кроме большого кино ротоскопрование иногда очень удачно использовалаось и в компьютерных играх конца 80-х, начала 90-х: “Принц Персии” 1992

В видеоиграх ротоскоп тоже оказался востребован. Первопроходцем в его применении был Джордан Мекнер, создавший «Karateka» (1984), а затем легендарную «Prince of Persia» (1989). И снова главной моделью стал его брат – Дэвид. После были несправедливо забытые «Another World» (1991), «Flashback» (1992), «Last Express» (1997), «Wasted Dreams» (1999).

Персонажи игры «Mortal Kombat»

Персонажи игры «Mortal Kombat»

Важную роль эта технология продолжает играть в моделировании файтингов и других боевых движений – в серии «Mortal Combat», в играх, уделяющих большое внимание аутентичности (например, в фехтовании – серия «Ведьмак», «Kingdome Come: Deliverance»). Мокап позволил сделать радикальный прыжок в передаче мимики («Beyond Two Souls», «LA Noire», «Hellblade: Senua’s Sacrifice» и др.), что породило новые гибриды между кино и визуальной новеллой (хороший пример – «Quantum Break», в котором присутствуют долгие экранные вставки, снятые с профессиональными актерами).

Mortal Kombat (1992)

Mortal Kombat (1992). Хотя в данном случае многие спорят о том, можно ли назвать такое оцифрованное изображение ротоскопированием.

Любопытно отметить, что если поначалу ротоскоп был скорее инструментом любителей, то теперь это неотъемлемая часть любого ААА-проекта. Однако нельзя сказать, что мокап целиком вытеснил классическую обработку фотокадров, подобную технику, например, используют создатели «Banner Saga».

Напоследок стоит отметить, что уже первые разработчики motion capture (например, инженер и кинезиолог Томас Калверт) понимали, что подобная технология будет очень полезна и в практических отраслях. Данная область получила название анализ видеоконтента (или просто видеоанализ), и сегодня целый ряд технологий активно применяется в видеонаблюдении (транспорт, торговля, распознавание угроз в потоковом видео), медицине (диагностика, анализы, тестирование оборудования), биомеханике, физике, подготовке космонавтов и танцоров.

Трансформации и смысл

О чем же нам может поведать история ротоскопирования? В перспективе современного расширения цифровых технологий, ротоскоп выглядит уже не странной попыткой подредактировать реальность, схваченную светочувствительной фотоэмульсией, нанесенной на целлулоидную пленку.

Кадр из фильма «Пробуждение жизни» (2001)

Кадр из фильма «Пробуждение жизни» (2001) Ричарда Линклейтера (2001). Эта лента (как и его “Помутнение” 2006) была сначала снята и смонтированна как кино, а потом команда аниматоров полностью перерисовала все кадры на компьютере. Здесь, как и в “Поп Америке” Ральфа Бакши, ротоскопировались и актеры, и их окружение. Реалистичное, но в то же время плывущее и изменчивое изображение как нельзя лучше помогает создать ощущение сна и наркотического бреда.

Напротив, как кажется, это общая тенденция – расширение возможности редактировать и переписывать изображение. Ротоскоп как и киноэксперименты Мельеса открыли этот путь, а технологии рендеринга, морфинга, векторной графики и композинга (композитинга) всего лишь сделали эту дорогу одной из магистралей современной визуальности.

Лев Манович, уже ставший классиком теории новых медиа, отмечал, что фотографическое – лишь одно из проявлений графического, причем последнее намного старше фотографического и неизбежно его переживет. «Цифра» меняет онтологию прежних медиа (например, лишает кино его тесной связи с фотопленкой и светопроекцией), что в значительной степени меняет и способы их использования (аффордансы или возможности действия). Этот процесс получил название ремедиация.

Поясняя этот термин, Манович подчеркивал, что сперва все может выглядеть, как и прежде, но со временем новые форматы использования перекраивают весь медийный ландшафт, в т. ч. меняя финансовые потоки, властные отношения и т. п. Так «цифра» открывает более широкий доступ к производству игрового и документального кино, создает такие формы как видеоэссе, стрим и др.

Одновременно с этим меняются и отношения внутри кино- и игровой индустрии: например, в ряде случаев спецэффекты из дополнительной опции становятся базой, на которой выстраивается весь фильм, что также в корне меняет отношения между съемками и постпродакшеном.

Ротоскопирование в данном контексте предстает как техника удобная для более гибкого производства, часто требующего менять что-то по ходу (например, после показа фокус-группам). В прежние времена любое серьезное изменение приводило к пересъемке, теперь же актера можно безболезненно стереть, подредактировать параметры или заменить его лицо другим.

Кадр из фильма «Вальс с Баширом»

Кадр из фильма «Вальс с Баширом» (2008) Ари Фольмана и Йони Гудмана . Кстати, этот фильм является первым в истории анимационным фильмом номинировавшимся на “Оскар” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”. В основе ленты лежат события Ливанской войны 1982 года . Ротоскопия в этом случае позволяет с, одной стороны, сохранить большую степень документальности и реалистичности, а с другой придает фильму образность и даёт возможность выходить за рамки задокументированной реальности.

Впрочем, возможен и более простой взгляд. С эпохи больших стилей (барокко, классицизм) многие замечали, что культура и искусство подвержены некоторому ритму смены настроений и ценностных ориентаций. Например, в отношении реализма и натуралистичности изображений. В этом смысле, как мы видели, ротоскопирование – амбивалентный прием. В одни эпохи он поддерживает реалистичность (30-50-е гг.), в другие – фиксирует усталость от правдоподобия и поиск оригинальных образов, форм подачи (как в последние 20 лет).

В любом случае нельзя не согласиться с каламбуром Томаса Эльзессера:

«благодаря цифре <…> анимация пережила настоящую реанимацию, получила надежду на новую жизнь».

Понимание работы разных медиумов (рисованная раскадровка, киносъемка, видеоигровой дизайн), которому способствует ротоскоп, способно обогатить творческое мышление будущих авторов. Ведь именно в надежде увидеть что-то новое и необычное люди продолжают ходить в кинотеатры, платить за видеоигры и прочий контент. [9]

Источники публикации — открыть спойлер

1. Основы фильмопроизводства [Текст] : [Учебник для киновузов] / Б. Н. Коноплев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Искусство, 1975. – 448 с. : ил.; 20 см.

2. Техника ротоскопирования. — Текст : электронный // Original foto style’s Blog – Стили, фото, графика : [сайт]. — URL: https://originalfotostyle.wordpress.com/2009/12/13/%d1%80%d0%be%d1%82%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5/ (дата публикации: 13.12.2009, дата обращения: 30.01.2021).

3. «Эклер» — за и против. Стенограмма доклада «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов» / Иванов-Вано Иван, Бородин Георгий. — Текст : непосредственный // Киноведческие записки. — 2006. — № 80. Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/868/

4. Мастера дураковаляния. Фрагменты ненаписанной книги / Капков Сергей. — Текст : непосредственный // Киноведческие записки. — 2006. — № 80. Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/874/

5. Анимация. — Текст : электронный // Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет : [сайт]. — URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ANIMATSIYA.html (дата обращения: 30.01.2021).

6. Что такое советский «эклер»?. — Текст : электронный // IVI – онлайн-кинотеатр : [сайт]. — URL: https://www.ivi.ru/titr/motor/sovetskiyyekler (дата публикации: 21.04.2016, дата обращения: 30.01.2021).

7. Советский эклер. Знаете, что это? / Садальский Станислав. — Текст : электронный // Livejournal : [сайт]. — URL: https://sadalskij.livejournal.com/2656479.html (дата публикации: 18.04.2016, дата обращения: 30.01.2021).

8. Ротоскопирование. — Текст : электронный // Livejournal : [сайт]. — URL: https://fuckallnames.livejournal.com/707049.html (дата публикации: 05.15.2015, дата обращения: 30.01.2021).

9. «Около Кино»: Рисуя поверх пленки. Прошлое и настоящее ротоскопа / Кудряшов Иван. — Текст : электронный // Concepture : [сайт]. — URL: https://concepture.club/post/okolo_kino/risuja-poverh-plenki-proshlo-i-nastojaschee-rotoskopa (дата публикации: 19.06.2018, дата обращения: 30.01.2021).

10. Нарисованное движение или От прыгающего мячика к актерскому перевоплощению. — Текст : электронный // StudFiles — файловый архив студентов : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/5298374/page:5/ (дата публикации: 16.02.2016, дата обращения: 30.01.2021).

11. Rotoball 2008 [Видео] https://vimeo.com/935486

Видео на канале YouTube администратора Общественно-образовательного портала SNEG5.com:

Закуски и напитки – Snack and Drink (1999) https://youtu.be/wqmomqO3SKY
Из чернильницы — OUT OF THE INKWELL The Tantalizing Fly 1919 https://youtu.be/kLJrZOFDvgY
Алиса в стране чудес — Live Action Reference (1951) https://youtu.be/_oxirYiPpl0
Подробности «Властелин колец» — ОТР Календарь от 28 01 2021 https://youtu.be/cRNx_OkCjMI
«Белоснежка и семь гномов» ОТР Календарь от 21 12 2020 https://youtu.be/b6R-Gns2Wbc
Белая мгла │ 2008 Джефф Шер │ Jeff Scher’s White Out https://youtu.be/whKNBLUIoZ4
Invasion Judgment Day Remix, Official Music Video, 2014 https://youtu.be/t1zPxiP-vBU

Литература по анимации — открыть спойлер

Асенин С. Волшебники экрана.- М., 1974.- 288 с.
Асенин С. Фантастический киномир Карела Земана.-М., 1979.- 128 с.
Асенин С. Иржи Трнка – тайна кинокуклы.- М.,1982.- 75 с.
Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея.- Л.1968.- 210 с.
Бабиченко Д. Искусство мультипликации.- М., 1964
Беляев Я. Специальные виды мультипликационных съемок.- М., 1967.
Гамбург Е. Тайны рисованного мира.- М., 1966.189 с.
Гамбург Е., Пекарь В. Художники ожившего рисунка – М., 1984.-74 с.
Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм.- М.,1957.- 136 с.
Бартон К. Как снимают мультфильмы.- М., 1971.84 с.
Вовченко В. Звук на любительской кинопленке.- М. 1973.- 68 с.
Иванов-Вано И. Рисованный фильм.- М., 1950.- 168 с
Иванов-Вано И. Кадр за кадром.- М., 1980.- 239 с.
Каунтер Д. Как снимают кинотрюки.- М., 1972. 211 с.
Крижанівський Б. Мальоване кино України.- К., 1968.-155 с.
Крижанівський Б. Мистецтво мультиплікації.- К.1981.-117 с.
Мастера советской мультипликации: Сб. ст. / Сост. Д. Бабиченко.-М., 1972.- 190 с.
Мудрость вымысла:Мастера мультипликации о себе и своем искусстве/Сост. и авт. вступ. ст. С. Асенин.-М., 1983.-207 с.
Мультипанорама: 36 сценаріїв українських мультиплікаційних фільмів/Упоряд., вступ. ст. та фільмогр. Б. Крижатвського,- К., 1979.- 137 с.
Мультипанорама-2: Сб. сценариев / Сост. и авт. вступ. ст. Б. Крыжановский.- К., 1984.- 136 с.
Каранович А. Мои друзья куклы.- М., 1971.- 173 с.
Кузнецова В., Кузнецов Э., В Цехановский.- Л., 1973,- 114 с.
Смородш В., Ципенюк А. Промшня малого екрана. – К., 1980.- 134 с. Ширман Н. 300 порад кінолюбителям.- К-. 1968. -207 с.
Шупик О. Мистецтво мультиплікації.- К-, 1983.- 134 с.
Гинзбург С. Искусство мультипликации вчера сегодня и завтра.-Вопр. киноискусства, 13, 1971
Каранович А. Мои друзья куклы.- М.: Искусство, 1971
Хитрук Ф. Мультипликация, время, фантазия. – Сов. экран, № 1, 1971

Общая оценка материала: 4.9
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 32 Average: 5]