Черный квадрат Малевича и битва негров

Анатолий Белов

  

Черный квадрат Малевича и его прародители — Поль Бийо и Альфонс Алле

Черный квадрат

Содержание

Казимир Малевич
Авангард и супрематизм
«Черный квадрат» Малевича
Поль Бийо
Альфонс Алле
Роберт Фладд и Гюстав Доре
Послесловие

Страсти по черному квадрату Казимира Малевича не утихают более века. Однако, не многие знают, что вовсе не ему принадлежит идея столь экстравагантной интерпретации «нуля форм», каким его представил миру родоначальник супрематизма.

Статья не претендует на трактат по искусствоведению, и написана для тех, кто (как минимум) слышал, что Малевич — автор «Черного квадрата», но не знает, ПОЧЕМУ о нем говорит весь мир, и КАК он появился. Попробую объяснить очень кратко, как говорится, «языком домохозяйки».

Казимир Малевич

Вопреки бытующему мнению о бурной педагогической и преподавательской деятельности Малевича (и куче его учеников), этим он похвастаться не мог по одной простой причине — у него не было академического художественного образования. Всё его образование — год учебы в Киевской рисовальной школе и посещение школы-студии Федора Рерберга. А три попытки поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества оказались безуспешными.

Тем не менее, перед студентами он охотно выступал как основоположник супрематизма — одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Молодежи нравились, скорее, не картины художника, а «мироустроительный вектор Малевича», который подразумевал даже не преобразование искусства, а ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА через форму и цвет.

Но, последователи у Малевича были. Вместе с ними Малевич создал «новую партию в искусстве»УНОВИС (Утвердители нового искусства). В объединение вошли Лев Юдин, Лазарь Лисицкий, Николай Суетин, Вера Ермолаева, Нина Коган. Вместе они оформляли городские праздники, проектировали мебель и посуду, рисовали плакаты и вывески — создавали «утилитарный мир вещей» в стиле супрематизм. Однако просуществовало объединение авангардистов недолго — до 1922 года.

Казимир Малевич

Казимир Малевич

Но вернемся к биографии автора «нуля форм». Казимир Северинович Малевич (Kazimierz Malewicz) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, теоретик искусства и философ родился 23 февраля 1878 года (по другим источникам — в 1879-м) в Киеве. Его отец работал на сахароваренных заводах вдали от больших городов, поэтому детство Малевича прошло в украинских деревнях.

В 1889 году отец взял юного Казимира на ежегодную ярмарку сахароваров в Киеве. Здесь мальчик впервые увидел живописные полотна. После поездки Малевич начал рисовать, однако отец отдал его в агрономическое училище в селе Пархомовка. Позже 17-летний Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу художника Николая Мурашко, где проучился год.

В 1896 году семья переехала в Курск. Казимир Малевич устроился чертежником в Управление Московско-Курской железной дороги, а в свободное время продолжал рисовать. Однако юноше не хватало академического образования, поэтому он решил переехать в Москву.

Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Из Курска он приезжал поступать в училище еще два раза, в 1906 и 1907 году, — все безрезультатно.

В 1907 году Казимир Малевич окончательно перебрался из Курска в Москву. Он начал посещать школу-студию Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. В поисках собственного стиля художник подражал манерам рисования известных мастеров.

Казимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912 г

Казимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем»

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

После первой выставки объединения «Бубновый валет» 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры».

Казимир Малевич оформил оперу «Победа над Солнцем» (1913). Футуристический спектакль ставил «Союз молодежи». Михаил Матюшин (музыкант по основному образованию) написал музыку, поэт-футурист Алексей Кручёных — либретто на заумном языке, а Малевич продумал освещение, создал декорации и эскизы костюмов. Здесь впервые появился мотив черного квадрата.

В 1915 году на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» Малевич представил 16 работ.

После этой выставки Казимир Малевич начал готовиться к следующей. Он развивал свой новый стиль абстракций: беспредметные цветовые фигуры на белом фоне. Это художественное направление Казимир Малевич вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых назвали супрематизмом, что в переводе означало «превосходство».

Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней он провозглашал переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству» и подчеркивал господство цвета над остальными аспектами живописи. По мнению Малевича, мастер должен был не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры. За основу Малевич брал три фигуры — квадрат, крест и круг. На этих первоформах он и строил все последующие супрематические картины.

Секция супрематических работ Казимира Малевича на выставке «0,10». 1915 год

Секция супрематических работ Казимира Малевича на выставке «0,10». 1915 год

Полотна в новом стиле художник представил в 1916 году на Последней футуристической выставке картин «0,10» — вместе со своей брошюрой. В экспозиции были картины «Дама», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста — Красочные массы в четвертом измерении». Центральной работой стал «Черный четырехугольник» (позднее — «Черный квадрат»).

Казимир Малевич. Белый квадрат

Казимир Малевич. Белый квадрат (Белое на белом). 1918 г. MoMA (Нью-Йорк).

Казимир Малевич. Красный квадрат

Казимир Малевич. Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях. 1915 г. Государственный Русский музей.

Участники выставки весьма резко отреагировали на революционные работы Малевича: они запретили художнику объявлять это направление одним из течений футуризма.

В 1919 году состоялась первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Он выделил в супрематизме три стадии: черную, цветную и белую. На первой стадии художник исследовал соотношение форм, на следующей — цветов, на последней — фактур.

«Черный» период представлял триптих «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг».

«Цветной» период начался с «Красного квадрата», а завершился картинами «Supremus № 56», «Supremus № 57» и «Supremus № 58». «Белый» период супрематизма обозначила серия полотен «белое на белом».

В начале 20-х годов примкнул к «производственному искусству». И стал автором «архитектонов».

Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году. На фото справа — макет архитектонов. 1920-е годы

Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году. На фото справа — макет архитектонов. 1920-е годы

В начале 30-х годов обратился к советской тематике («Девушка с красным древком», 1932).

В 1932 году в творчестве Казимира Малевича наступил переломный момент — он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат.

Казимир Малевич умер в 1935 году (15 мая). Тело художника кремировали, и прах похоронили в подмосковном селе Немчиновка.

Авангард и супрематизм

В 1915 году Альберт Эйнштейн публикует свою общую теорию относительности, с которой начинается эра тотального релятивизма; теперь ничто уже не является окончательно достоверным и безусловно истинным. И художник уже даже не говорит «я так вижу» — он обретает право сказать «я так хочу».

В живопись вторгаются реальные предметы и коллажные наклейки — собственно, жизнь и вторгается. Потом это назовут словом «ассамбляж», а пока что называют «живописной скульптурой».

Критик Абрам Эфрос, имея в виду весь авангард, писал: «Футуризм стал официальным искусством новой России».

В авангардной живописи множество беспредметных версий, от экспрессивной абстракции Кандинского до супрематизма Малевича. Но целиком он никак не сводится к абстракции.

Авангард — это разнообразие языков и концепций: и индивидуальных, и коллективных. Чья-то индивидуальная стилистика очень часто становится групповой, у крупных фигур есть адепты, ученики. И всё вместе это среда.

Стоит напомнить, что в авангарде «вектор Малевича» — мироустроительный: речь идет уже не о преобразовании искусства, но о преобразовании мира через форму и цвет. Путь Малевича к супрематизму («супремус» — это «высший») — это довольно интенсивное чередование этапов.

Казимир Малевич. Англичанин в Москве. 1914 год

Казимир Малевич. Англичанин в Москве. 1914 г.

Малевич начинает с импрессионизма — как тот же Ларионов и отчасти Кандинский; затем обращается к неопримитивизму, а вслед за ним начинается кубофутуризм и алогизм.

На алогичной картине «Англичанин в Москве» зеленого гостя столицы в цилиндре окружают сабля, свечка, селедка, лестница, а также фразы «частичное затмение» и «скаковое общество». Это поэтика абсурда, живописная заумь, коллажное совмещение в картине несовместимых предметов и текстов. Малевич избавляется от причинно-следственного порядка — и это делает его алогичные картины пусть неполным, но все же аналогом того, что будет в западном искусстве, но не в российском, — дадаизма.

Стиль сложился в 1915 году и был представлен в декабре на выставке «0,10». В названии выставки ноль — это конец искусства, объявленный супрематизмом «нуль форм», символом которого стал «Черный квадрат», а десять — количество предполагаемых участников, на самом деле их было больше.

Супрематизм — это геометрическая абстракция; геометрия для Малевича — это метафора тотальности. Весь мир сведен к геометрическим знакам — и больше в нем ничего нет .

«Черный квадрат» Малевича

Творчество Малевича иногда разделяют на два этапа — до и после создания «Черного квадрата», самой известной картины русского искусства XX века. Впервые идеи супрематизма получили воплощение в театральной постановке «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых.

Самой большой в мире коллекцией работ Казимира Малевича располагает Русский музей. Фонд насчитывает 101 произведение живописи, более 50 графических работ, два архитектона и образцы прикладного искусства.

Но «Черный квадрат» есть в фондах не только Государственного Русского музея, но и в Государственной Третьяковской галерее, а также в Государственном Эрмитаже. Известно по меньшей мере четыре «Черных квадрата» Малевича. Однако они не являются точными копиями.

Здесь нет никакого недоразумения. Всё это — подлинники, но написанные в разное время. Они различаются размерами и пропорциями. Сам по себе «Черный квадрат» — это всего лишь концептуальная идея Малевича, которую он повторял в разных вариациях в разное время. Более того — ещё и в соавторстве с другими художниками!

К примеру, произведение, которое выставлено в Русском музее (датируется примерно 1923 г.) написано СОВМЕСТНО с А. Лепорской, К. Рождественским, Н. Суетиным. Ещё три  подписаны только Малевичем. Кстати, на полотне, датируемом 1915 годом, сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции.

Таким образом, в мире существует четыре «Черных квадрата».

Четыре версии "Черного квадрата"

Четыре версии «Черного квадрата». Иллюстрация © SNEG5.com

Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.

Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году. Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротился в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.

Итак, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант – в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.

Но, в любом случае, это не «Черный квадрат», а «Черный квадрат на белом фоне». И это важно. Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.

Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических в истории русского авангарда.

По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.

Фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что

«самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)

Ещё один факт. Учёные расшифровали надпись на картине Малевича «Чёрный квадрат», которая считается авторской (по почерку). Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» и отсылает нас к полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», произведению, которое художник никогда не видел (но вполне мог слышать и оценить её юмор, что и подтверждается фактом наличия поспешно сделанной им карандашной надписи просто для памяти на краю указанной протосупрематической композиции).

«Надпись выполнена чёрным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трех слов и прочитана нами как «битва негров», предположительно, «ночью»», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина.

Вывод из всего ранее сказанного такой: Казимир Малевич со своими квадратом — всего лишь последователь, если не плагиатор.

А кто же тогда «прародители» известной композиции и вдохновители Малевича? Их двое — Поль Бийо и Альфонс Алле.

Поль Бийо (Пол Билхолд)

Поль Бийо. Ночная драка негров в подвале. 1882 г.

Поль Бийо. Ночная драка негров в подвале. 1882 г.

Поль Бийо́ (Paul Bilhaud), настоящая фамилия Шарль (Charles), (1854-1933), — французский драматург и либреттист. Дебютировал в 1879 году эстрадными скетчами и текстами песен. Кроме того, в 1890-е годы он активно писал либретто для оперетт.

Но наибольшую известность Бийо принесло единственное живописное полотно. В 1882 году он принял участие в Салоне непоследовательных, выставив картину «Ночная драка негров в подвале», представлявшую собой квадрат чёрного цвета. Эта работа положила начало серии аналогичных монохромных полотен с ироническими подписями, осуществлённой в последующие годы его другом Альфонсом Алле.

Альфонс Алле

Именно Альфонса Алле принято упоминать в связи с картиной Малевича.

Альфонс Алле (1854-1905) — французский журналист и эксцентричный писатель, был известен своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов. Также Альфонс Алле известен, как родоначальник и предтеча концептуализма и минимализма в литературе, живописи и даже в музыке.

Комедии ради он нарисовал черный прямоугольник со слегка расистским заголовком «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882 г.), затем выставил просто белый лист бумаги с заголовком «Первое причастие анемичных девиц в пургу» (1883 г.). А дальше — принялся за целую шуточную серию монохромных прямоугольников.

Комическая серия цветных прямоугольников Альфонса Алле

Комическая серия цветных прямоугольников Альфонса Алле

«Сбор помидоров апоплексичными кардиналами на берегу Красного моря» (красный);

«Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле» (желтый);

«Оцепенение новобранцев, в первый раз видящих лазурь Средиземного моря» (синий);

«Сутенёры в самом расцвете сил, пьющие абсент на животах в траве» (зеленый);

«Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами» (охра).

«Группа пьяниц в тумане» (серый).

Серия картин Альфонса Алле была опубликована вместе с картиной-прообразом Бийо в 1897 году в «Первоапрельском альбоме» (L’Album primo-avrilesque).

Альфонс Алле. Траурный марш для похорон великого глухого. 1897 г.

Альфонс Алле. Траурный марш для похорон великого глухого. 1897 г.

А своим «Похоронным маршем на смерть Великого Глухого» Альфонс Алле на пятьдесят пять лет опередил эпатажную минималистическую музыкальную пьесу «4′33’’» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной минуты молчания.

Альфонс Алле был эксцентричным писателем, эксцентричным художником, эксцентрическим философом и эксцентричным человеком. Он был эксцентричен не только в своих рассказах, афоризмах, сказках, стихах или картинах, но и в самой обычной повседневной жизни.

Впрочем, тема Черного квадрата (как символа тьмы) встречается в иллюстрациях Роберта Фладда и Гюстава Доре.

Роберт Фладд и Гюстав Доре

Роберт Фладд был известным европейским мыслителем, чернокнижником и членом тайного мистического общества ордена розенкрейцеров. Иллюстрируя свою теорию возникновения мира, он изобразил самый первый этап — первозданный хаос — как черный квадрат, ограниченный белыми полями. На полях он сделал приписку на латыни: «И так до бесконечности». Рисунок назывался «Великая тьма».

Доре — знаменитый мастер гравюры, известный, прежде всего, иллюстрациями к Библии. Также французский гравёр нарисовал комиксы «История Святой Руси». Самый ранний период, до 14-го века, Доре изобразил как черный квадрат с комментарием: «Истоки русской истории теряются в глубине древности».

Роберт Фладд, «Великая тьма». Так выглядит комическое ничто, первозданный хаос. 1617 г. (слева); Гюстав Доре. «История Святой Руси». 1855 г. (справа)

Роберт Фладд, «Великая тьма». Так выглядит комическое ничто, первозданный хаос. 1617 г. (слева); Гюстав Доре. «История Святой Руси». 1855 г. (справа)

Послесловие

Итак, Казимир Малевич писал картины в разных стилях: неопримитивизме, импрессионизме, алогизме и кубизме. Однако ни один не отражал его взгляд на реальность, поэтому Малевич разработал новое направление — супрематизм. Позже идеи супрематизма стали использоваться не только в живописи, но и в других сферах — дизайне, архитектуре, кинематографе.

Благодаря живописи Казимир Малевич пришел к собственной философской теории. В 1919 году написал первый крупный теоретический труд «О новых системах в искусстве», а через три года — трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм».

Не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме:

«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами — нуль!» (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).

Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина:

«Черный квадрат в белом обрамлении — это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения…». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из «Малевич о себе…». Т.2. С.524)

Итак, «Черный квадрат», как «нуль форм» — это манифест Малевича, отражающий идею супрематизма, а вовсе не издевательство над зрителями.

Общая оценка материала: 4.9
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 15 Average: 5]