«Сделано в России». Почему наши товары не дешевле импортных

Loading

Алексей Чеботарёв

   

«Сделанное в России» сегодня – смесь импортного и родного сырья


Импорт упал в разы, привозные товары постепенно заменяют аналоги российского производства. Однако отечественные товары начали подтягиваться по стоимости к импортным.



 

А есть ли российское?

Стопроцентно наши товары, несмотря на засилье импорта, ещё встречались на прилавках магазинов в начале нулевых. Но после окончательного разрушения большинства советских производственных мощностей и замены их привозными технологиями и оборудованием речь может идти лишь о разных долях импортных составляющих в отечественных вещах и продуктах, говорят эксперты. «Сделанное в России» сегодня – смесь импортного и родного сырья, упаковки и технологий переработки. Соки в России производят из привозных концентратов, кондитерские изделия содержат заграничные растительные жиры, молочные продукты – зарубежное сухое обезжиренное и сухое цельное молоко, пельмени начиняют импортной свининой, сосиски и колбасы делают с добавлением импортной говядины (теперь чаще всего аргентинской).
 


Рост и падение отечественного производства

 

«Отечественные автомобили собирают из иностранных деталей и красят импортными красками, ставят импортные двигатели – говорит авто­эксперт Игорь Моржаретто. – Доля зарубежных комплектующих в продукции автозаводов достигает ­70-80%. Благодаря этому, кстати, российские авто перестают называть «вёдрами с гайками» – они не хуже иномарок российской сборки».

Впрочем, на рынке достаточно товаров – особенно продовольственных, – где импортная составляющая менее 50%. Таковы, например, хлеб и молоко – до 30 и 25% соответственно. После примерного подсчёта и опроса экспертов выяснилось, что меньше всего «чуждого» в русской водке средней и низкой ценовой категории. «Зерно наше, поля наши, оборудование импортное, но оно давно окупилось, – рассуждает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. – Вот в вине у нас импорт­ная составляющая большая – 50-70%. А в дешёвой водке – не более 10%».
 


Наши товары. Потери и накрутки

 

«Российский продукт за счёт дешёвой рабочей силы и дешёвого сырья должен быть дешевле, и точка! – убеждён Василий Симчера, доктор экономических наук, статистик.  – А попытки списать всё на импортную составляющую – демагогия. Точно так же нет товаров, произведённых без нефти или электроэнергии. Нужен дифференцированный подход. Многое, в частности, зависит от того, где было приобретено оборудование и когда».

 

Коррупционные издержки и потери, связанные с бесхозяйст­венностью, составляют до половины себестоимости российских продуктов, считает учёный. А рост цен на продовольствие, по его мнению, можно легко снизить, если уменьшить потери при производстве сельхозпродуктов. Но цены растут главным образом не из-за экономических факторов, а из-за спекулянтов, уверен В. Симчера.

«Накрутки посредников достигают огромных размеров. Простой пример: картошка «с земли» стоит 5 руб. за кило, а на рынке «благодаря» перекупщикам её цена возрастает до 35 руб., – говорит статистик. – А горючее? Если нефть подешевела вдвое, вдвое должен подешеветь и бензин! А он у нас только дорожает! Если бы антимонопольный комитет этим занимался, то этот рост цен давно был бы сбит».

Цены – вверх. Почему продукты дорожают, не смотря на принимаемые меры?

 

Завышенные цены на товары народного потребления уже давно привлекли внимание властей. Особенно в розничной торговле продовольствием, где наценки составляют 80-400% в зависимости от продукта и класса магазина. Улучшить ситуацию призваны поправки в закон о торговле, ужесточающие отношения торговых сетей и производителей, которые планируется принять осенью.

По данным Росстата, потребительская корзина в августе подешевела. Но произошло это лишь потому, что люди стали экономить – сократился спрос на мясо и молоко. А осенью, по прогнозам, потребительский рынок ждёт новый виток роста цен, в том числе на российское.
 

На стоимость молока и молочных продуктов влияет не разница курсов валют, – говорит Мария Жебит, представитель национального объединения производителей молока «Союзмолоко». – Мы были бы рады снизить цену, если уменьшится цена кредитов, которая достигает сегодня 25% от себестоимости молока».

То же можно сказать и про многие другие продукты.
 


Источник: “Аргументы и Факты” № 38, 16/09/2015

Loading

Общая оценка материала: 4.4
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 0 Average: 0]