Свет и схемы освещения в портретной фотографии
Дарлин Хильдебрандт (Darlene Hildebrandt), Анатолий Белов
6 базовых схем освещения, которые должен знать каждый фотограф
Содержание 1. Раздельный свет (Split Lighting) • Что такое блик (catchlight)? 2. Освещение типа «Петля» (Loop Lighting) 3. Свет Рембрандта (Rembrandt Lighting) 4. Освещение «Бабочка» (Butterfly Lighting) 5. Световой полуоборот (Broad Lighting) 6. Теневой полуоборот (Short Lighting) Что с этим делать? • Практическое задание |
Дарлин Хильдебрандт — педагог, который учит начинающих фотографов и любителей с помощью бесплатных статей на ее веб-сайте Digital Photo Mentor, онлайн-классов фотографии и туристических туров в экзотические места, такие как Перу, Таиланд, Индия, Куба, Марокко, Бутан, Вьетнам. Дарлин имеет более чем 30-летний опыт работы в профессиональной портретной и свадебной фотографии.
◘ ◘ ◘
Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.
Под схемой освещения я понимаю распределение света и тени по лицу модели с целью создания конкретной формы. Если быть точнее, формы, которая создается благодаря тени на лице. В классической портретной фотографии существует четыре основных схемы освещения:
• Раздельный свет (split lighting)
• Свет типа «Петля» (loop lighting)
• Свет Рембрандта (Rembrandt lighting)
• Свет «Бабочка» (butterfly lighting)
Существуют также приемы освещения «световой полуоборот» и «теневой полуоборот», которые можно использовать с указанными выше схемами.
1. Раздельный свет (Split Lighting)
Раздельный свет делит лицо модели на две части – одна часть лица хорошо освещена, другая находится в тени. Часто эту схему освещения используют для создания характерных портретов, например, портретов музыкантов или художников.
Раздельный свет больше подходит мужчинам, поэтому его чаще используют для фотосъемки мужского портрета. Тем не менее, правила существуют для того, чтобы их нарушать, поэтому вы можете использовать мои рекомендации в качестве подсказки, пока не научитесь различать схемы света.
Чтобы получить раздельный свет, расположите источник света в 90 градусах от камеры, справа или слева от модели. Свет должен падать на модель сбоку (расположение источника зависит от лица модели).
Обратите внимание, как свет обрисовывает лицо и скорректируйте положение лампы соответствующим образом. Помните, что свет на теневой стороне лица должен отражаться только в зрачке. Если модель слегка развернула лицо в сторону источника освещения, и свет попал на щеку, значит, схема уже нарушена.
Примечание: с любым лицом можно воспроизвести любую схему освещения. Нужно только помнить, что для соблюдения схемы источник света должен перемещаться вслед за моделью. Малейший разворот головы может нарушить схему… или исправить ее. Чтобы не двигать лампы, можно просто попросить модель слегка развернуть лицо.
Что такое блик (catchlight)?
Видите восьмиугольник с черной точкой в центре? Это софтбокс и установленная в него вспышка.
Без бликов глаза станут темными и безжизненными. Поэтому белая точка должна быть хотя бы в одном из глаз модели. Обратите внимание, что блик освещает глаз в целом и подчеркивает зрачок.
2. Освещение типа «Петля» (Loop Lighting)
При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).
При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.
Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.
Примечание: Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.
3. Свет Рембрандта (Rembrandt Lighting)
Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели. В отличие от «петли», где тень от носа и тень щеки не касаются друг друга, в этой схеме освещения они сливаются, в результате чего на щеке появляется небольшой освещенный «треугольник». Чтобы портрет был правильно освещен, нужно, чтобы блик от источника света был виден в обоих глазах модели. Эта схема используется для выразительных и эмоциональных портретов.
Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку.
Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно.
Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели.
Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа, при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.
4. Освещение «Бабочка» (Butterfly Lighting)
Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.
Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (всё зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели).
Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет.
Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более жесткого света, такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.
5. Световой полуоборот (Broad Lighting)
Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.
При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица.
Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.
Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.
6. Теневой полуоборот (Short Lighting)
Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.
Обратите внимание, что на этой фотографии лучше освещена часть лица, которая зрительно меньше и находится дальше от камеры. Вывод: при теневом полуобороте зрительно крупная часть лица обращена в тень.
Что с этим делать?
Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом.
Портрет модели с круглым лицом для студенческой виньетки и портрет музыкальной группы, члены которой хотят выглядеть гордо и профессионально, должны освещаться различными способами.
Зная основные схемы освещения, понимая направление и качества света, а также соотношение разных источников света, вы будете хорошо подготовлены к любой съемке.
Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.
Практическое задание
Найдите модель (желательно человека, а не собаку или кошку) и попытайтесь воспроизвести каждую из схем освещения, о которых вы сегодня узнали:
• «Бабочка»
• «Петля»
• Свет Рембрандта
• Раздельный свет
Не забудьте снять портреты как со световым, так и с теневым полуоборотом для каждой схемы, если это возможно. Во время этой съемки не заостряйте внимание на других факторах (мощность света, заполняющий свет и т.д.), приложите все усилия к усвоению самих схем.
Используйте свет из окна, солнечный свет или обычный свет в комнате и обязательно наблюдайте за тем, как он обрисовывает лицо (я советую не использовать вспышки первое время, поскольку на них сложнее учиться – направление и характер света неясны до тех пор, пока не снята фотография).
Кроме того, попробуйте для начала снять портреты в фас (как на паспорт), без поворота головы, за исключением портретов, для которых вам потребуется получить световой или теневой полуоборот.
Реальное упражнение по всем схемам, выполненное в домашних условиях
Исходное техзадание, полученное мною от администратора портала SNEG5.com было сформулировано следующим образом: «Подготовить к публикации 6 блоков по 3 снимка, иллюстрирующих упражнение по отработке 6-ти базовых схем освещения с одиночным источником рисующего света с приложением постановочных схем для каждого изображения в блоках».
Съёмка производилась НЕ в условиях студии, а в одной из комнат обычной квартиры.
Условия съемки:
• Затенённая съемочная площадка 3х2 м (6м2).
• Нейтральный светлый фон с подсветкой.
Съемочное оборудование:
1. Цифровой фотоаппарат (без установки на штатив).
2. Штатив для рисующего света — ШОТ.
3. Штатив универсальный ФШУ-5.
4. Струбцина с панорамной двухплоскостной головкой и универасальным креплением.
5. Отражатель диффузный неперфорированный (ДН) 80х100 см.
6. Фон — однотонная (светло-голубая) х/б ткань 160х180 см.
Осветительное оборудование (3200°К):
1. Рисующий свет — прожектор галогенный Halogen Lamp 150W с линейным источником света.
2. Фоновый свет — прожектор галогенный ИО-500 с линейным источником света.
Регламентная продолжительность съемки — 2 часа. Из них:
• Постановка света на каждую световую схему — 6х10 мин = 60 мин.
• Съёмка одиночного кадра схемы (включая дубли) — 18х3 мин = 54 мин.
К техзаданию прилагалась схема с описанием шести блоков по 3 фото в каждом. Пояснения “левый” и “правый” указывают на расположение активного источника рисующего света.
Здесь стоит пояснить, что означают понятия “свет слева” и “свет справа” в петлевой схеме (LOOP). В этой схеме активный источник света находится за спиной модели (предположим слева), но отражатель находится непосредственно перед моделью (по диагонали) с противоположной стороны. Следовательно, для модели именно он и будет являться основным источником рисующего света. То есть, в данном случае получится “свет справа“.
Упражнение на свет типа «Бабочка» (Butterfly Lighting)
Упражнение на свет Рембрандта (Rembrandt Lighting)
Упражнение на раздельный свет (Split Lighting)
Упражнение на освещение типа «Петля» (Loop Lighting)
Публикацию подготовил Анатолий Белов на основе статьи: «6 Portrait Lighting Patterns Every Photographer Should Know» │ Post By: Darlene Hildebrandt │ Digital Photography School │ https://digital-photography-school.com/6-portrait-lighting-patterns-every-photographer-should-know/ ›