MENU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск на форумах SNEG · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Общество » Армия и вооружение » Структура министерства обороны США (2015)
Структура министерства обороны США (2015)
SNEGДата: Воскресенье, 28.06.2015, 14:04 | Сообщение # 1
admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Статус: Оффлайн
Структура министерства обороны США (2015)





Структурные изменения в министерстве обороны США, произошедшие в последние годы, свидетельствуют о стремлении его руководства повысить значение Пентагона в системе органов федеральной исполнительной власти и адаптировать его к новым условиям международной обстановки. Как полагают в Вашингтоне, условия формирующегося многополярного мироустройства, текущие и прогнозируемые вызовы и угрозы разноплановым американским интересам диктуют необходимость расширения круга задач, решаемых военным ведомством страны.

В течение последних лет мероприятия по реорганизации Пентагона были направлены в основном на оптимизацию его оргштатной структуры, сокращение административных расходов, повышение эффективности деятельности органов управления и структурных подразделений, повышение оперативности в работе, а также на исключение дублирования функций и уменьшение объемов служебной переписки.

Министерство обороны (Department of Defense - DoD) является органом исполнительной власти США, на который возложена ответственность за решение следующих основных задач:

- поддержка конституционного строя Соединенных Штатов и защита его от внешних и внутренних врагов;

- обеспечение безопасности США, их владений и важных для интересов страны районов путем проведения своевременных и эффективных военных акций;

- защита и продвижение в мире политики и интересов Соединенных Штатов.

Сложившаяся к настоящему времени структура центрального аппарата МО, полномочия и функциональные обязанности его должностных лиц являются итогом многолетней работы по совершенствованию военного ведомства с учетом множества факторов. К основным из них можно отнести следующие: изменение международной обстановки, возникновение новых угроз и вызовов, повышение уровня боеготовности вооруженных сил и военно-экономического потенциала вероятных противников, эволюция способов ведения боевых действий, появление новых видов ВВТ, финансово-экономические возможности страны.

Для успешного решения стоящих перед Пентагоном повседневных и внезапно возникающих задач министру обороны дано право корректировать его структуру, не выходя за рамки установленных законодательством норм. Смена главы МО обычно влечет за собой не только перемены в кадровом составе его аппарата, но и преобразование некоторых центральных органов военного управления. При этом, как правило, новые подразделения министерства, не подтвердившие свою востребованность в течение 1,5 лет, упраздняются, а продемонстрировавшие высокую результативность работы усиливаются и расширяются.


Организационная структура министерства обороны США



Организационная структура аппарата министра обороны США


Повышение эффективности деятельности министерства обороны достигается во многом за счет четкого определения и разграничения полномочий между структурными компонентами и должностными лицами ведомства в сочетании со строгим контролем и персональной ответственностью за состояние дел на порученном участке.

Существующая в настоящее время структура Пентагона включает следующие компоненты:

- аппарат министра обороны;
- три министерства видов ВС (армии, ВВС и ВМС);
- комитет начальников штабов (КНШ) и его объединенный штаб;
- 18 управлений центрального подчинения;
- девять учреждений и служб;'
- девять объединенных командований вооруженных сил США.

Кроме того, в состав министерства обороны входят все организации, функционирующие под непосредственным руководством или контролем вышеназванных органов военного управления.

Наличие в Минобороны ряда структурных компонентов, непосредственно подчиненных главе Пентагона, его полномочия по изменению структуры ведомства позволяют на постоянной основе поддерживать оптимальную, гибкую и эффективно действующую организацию, способную качественно решать стоящие перед ней задачи.

Общая численность органов военного управления Пентагона1 составляет около 200 тыс. человек, в том числе более 135 тыс. гражданских специалистов2.

МО США возглавляет министр обороны. Являясь главным советником президента по вопросам военной политики, он отвечает за разработку и реализацию основных ее направлений, а также за решение других вопросов, имеющих прямое отношение к деятельности военного ведомства. Это лицо осуществляет руководство министерством обороны и вооруженными силами в полном объеме и несет ответственность за их строительство, применение, боевую готовность, материально-техническое обеспечение, проведение НИОКР. Глава Пентагона - постоянный член совета национальной безопасности Соединенных Штатов.

На руководителя американского военного ведомства возложены следующие основные обязанности:

- представлять президенту и конгрессу страны ежегодный доклад о результатах деятельности Минобороны и его расходах за указанный период;

- во взаимодействии с председателем КНШ ежегодно готовить основные руководящие указания для министров видов ВС в отношении подготовки и реализации программ строительства видов вооруженных сил и бюджетных заявок, необходимых для их реализации;

- не реже чем раз в два года разрабатывать и утверждать у президента страны основные руководящие указания для председателя КНШ по подготовке и уточнению оперативных планов задействования ВС США в условиях развязывания военного конфликта, а также в других чрезвычайных обстоятельствах с отражением в них боевого и численного состава привлекаемых сил и средств, объемов материального-технического обеспечения, необходимых для реализации данных планов;

- во взаимодействии с председателем КНШ ежегодно готовить руководящие указания для министров видов вооруженных сил и командующих объединенными командованиями (ОК) ВС США по организации целенаправленной деятельности в интересах своевременного вскрытия и эффективного противодействия потенциальным угрозам национальной безопасности;

- представлять конгрессу страны ежегодный доклад, содержащий комплексную оценку военных программ и боевых возможностей американских вооруженных сил и их союзников в сравнении с аналогичными характеристиками потенциальных противников;

- представлять конгрессу страны ежегодный доклад, содержащий анализ и оценку объемов средств, необходимых для содержания и обеспечения деятельности группировок ВС США за рубежом.

Министр ежедневно получает сводки оперативной информации и доклады командующих объединенными командованиями вооруженных сил страны, разведывательных служб МО, а также сообщения от других федеральных ведомств, в первую очередь от спецслужб. В период нахождения главы Пентагона за границей и во время поездок в пределах американской территории данные сведения предоставляются постоянно сопровождающей его группой специальной закрытой связи. Два раза в неделю министр проводит совещание с членами КНШ ВС США.

Заседания и консультации у руководителя оборонного ведомства обычно проводятся в форме кратких брифингов, на которых после выступления основного докладчика обсуждаются затронутые им вопросы, чаще всего в форме так называемого мозгового штурма, когда все участники высказывают свое мнение.

Министр обороны назначается президентом США из числа гражданских лиц и утверждается сенатом. Лицо, уволившееся с действительной военной службы в офицерском звании, не может быть назначено на должность главы Пентагона в течение семи лет после этого.


Аппарат министра обороны является основным структурным подразделением, ответственным за разработку политики, общее планирование, использование ресурсов, решение финансовых вопросов и оценку военных программ. Он создан и функционирует на основании положений Титула 10 Свода законов США "Вооруженные силы", а также директивы министерства обороны DoD 5100.01 от 21 декабря 2010 года. Аппарат МО включает:

- первого заместителя главы оборонного ведомства;

- пять заместителей министра обороны (по вопросам политики; по приобретению, технологиям и тылу; по личному составу и боеготовности; по разведке; по финансовым вопросам);

- заместителя главного координатора Пентагона по вопросам управления3;

- 16 помощников министра обороны (из которых трое подчиняются министру напрямую, а 13 - его заместителям);

- генерального юрисконсульта, генерального инспектора, главного координатора МО по вопросам внедрения информационных технологий и управления информационными системами (ИС, начальника службы АСУ), которые осуществляют свою деятельность на правах помощников с прямым подчинением главе Пентагона;

- начальников четырех управлений (комплексных оценок; оценки стоимости и анализа программ; войсковых испытаний и оценки; административного), находящихся в непосредственном подчинении министра обороны.

- исполнительный секретариат и группу специальных помощников МО;

Каждый из заместителей и помощников министра обороны имеет собственных заместителей, а также аппарат сотрудников численностью от 20 до 160 человек.

Задачами аппарата министра как самостоятельной организационной единицы, взаимодействующей с другими структурными компонентами Пентагона, являются:

- обеспечение ведущей роли МО в деятельности федеральных органов власти по решению вопросов, связанных с национальной безопасностью США;

- осуществление надзора за эффективностью использования ресурсов и средств, выделяемых на выполнение программ и планов, утвержденных министром обороны;

- разработка и реализация политики, обеспечивающей достижение целей в сфере национальной безопасности США.

Структура аппарата министра обороны не является статичной и в зависимости от складывающейся обстановки и решаемых задач может корректироваться. Изменения, связанные с созданием (упразднением) новых должностей категории "заместитель/помощник министра обороны" и их аппаратов, а также управлений центрального подчинения, санкционируются законодательным решением национального конгресса, утверждаемым президентом страны.

Для этого Пентагон заблаговременно представляет в комитеты по делам вооруженных сил сената и палаты представителей конгресса США детализированную информацию с обоснованием необходимости реорганизационных мероприятий, а также предложения по срокам и формату их проведения. В случае одобрения председатели комитетов выносят данные предложения в форме законодательной инициативы (либо в виде раздела более крупного документа, например проекта военного бюджета, либо в качестве отдельного законопроекта) на голосование обеих палат конгресса. После прохождения соответствующих процедур и подписи проекта закона президентом данные изменения вступают в законную силу.

Менее значимые структурные подразделения аппарата могут создаваться (ликвидироваться) по личному распоряжению главы военного ведомства.

В ходе выполнения реорганизационных мероприятий законодатели и руководство Пентагона исходят из необходимости поддержания эффективно действующей структуры аппарата министра, располагающей необходимыми людскими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, способной успешно решать весь комплекс возложенных на нее задач в условиях как мирного, так и военного времени.

Особенностью работы аппарата министра является широкое привлечение, особенно при подготовке актуальных военно-политических решений, авторитетных политиков национального масштаба и ведущих экспертов по конкретным проблемам из независимых научно-исследовательских организаций и центров.

Практически во всех структурных подразделениях аппарата имеются круглосуточные дежурные (обычно младшие офицеры или представители гражданского технического состава).

Максимальная численность аппарата, установленная законодательством, составляет 3 767 человек. В целом, по мнению руководства Пентагона, действующая структура аппарата министра обороны способна эффективно функционировать в любых условиях обстановки.

Важную роль в обеспечении нормального (эффективного) функционирования аппарата министра обороны играет специальный орган - исполнительный секретариат. Подчиняясь непосредственно главе военного ведомства и его первому заместителю, он отвечает за выполнение таких задач, как:

- поддержание рабочих контактов с аппаратом Белого дома, уполномоченными органами других федеральных министерств и ведомств;

- изучение запросов на оказание Пентагоном разнопланового содействия гражданским структурам, подготовка проектов распоряжений и резолюций министра, доведение до исполнителей принятых решений, координация действий и надзор за их выполнением;

- первичная оценка и обработка поступающих на имя министра и его первого заместителя информационно-аналитических материалов и текущей корреспонденции;

- координация деятельности по подготовке "Ежегодного доклада министра обороны США конгрессу", согласование и редактирование проекта данного документа;

- отбор кандидатов для назначения на должности представителей МО в гражданских организациях;

- координация деятельности по подготовке поездок министра и его первого заместителя за рубеж или по территории США;

- назначение ответственных за обеспечение визитов иностранных делегаций;

- рассмотрение и выполнение заявок на перелеты воздушным транспортом представителей аппарата министра обороны.

Организационно исполнительный секретариат состоит из трех отделов:

- отдела военных представителей, который включает в себя четырех старших офицеров (по одному от вида вооруженных сил: сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, а также от морской пехоты) и одного-двух административно-технических сотрудников из числа гражданских лиц.
- отдела подготовки и редактирования документов (три гражданских специалиста и до трех технических сотрудников из числа сержантского состава).
- отдела административных и представительских вопросов (три старших офицера и нескольких гражданских помощников).

Структура и состав секретариата могут изменяться по решению министра в зависимости от конкретных условий обстановки.

Группа личных и специальных помощников министра насчитывает 15-20 человек. Ее возглавляет старший военный помощник в звании генерал-лейтенанта. В состав группы входит несколько старших офицеров, относящихся к категории военных помощников, и ряд гражданских лиц - начальники протокольного отдела и личной охраны, а также личные помощники, отвечающие за конкретные участки работы.

При министре обороны осуществляют свою деятельность шесть совещательных и консультативных органов.


Совет министерства обороны по приобретению (Defense Acquisition Board) - совещательный орган в структуре Пентагона, главной задачей которого является подготовка рекомендаций главе американского военного ведомства по вопросам реализации программ приобретения вооружения и военной техники. Возглавляет совет заместитель министра обороны по приобретению, технологиям и тылу. В него также входят: министры армии, ВВС и ВМС; заместитель председателя КНШ; заместитель министра обороны по финансовым вопросам - главный финансовый инспектор; заместитель МО по вопросам политики; заместитель министра обороны по личному составу и боеготовности; главный координатор МО по вопросам внедрения информационных технологий и управления информационными системами (начальник службы АСУ); начальник управления оценки стоимости и анализа программ; начальник управления комплексных оценок. Кроме того, в случае необходимости к работе совета могут привлекаться специалисты других структурных подразделений Пентагона.

Объединенный совет по тылу (Joint Logistics Board) - совещательный орган при министре обороны и председателе КНШ, главная задача которого заключается в подготовке рекомендаций по вопросам тылового и материально-технического обеспечения вооруженных сил. Сопредседателями совета являются помощник министра обороны по тылу и МТО и начальник управления тыла объединенного штаба КНШ. Членами совета также являются заместители начальников штабов армии, ВВС, ВМС и морской пехоты по тылу, командующий объединенным командованием стратегических перебросок ВС США, командующие командованиями материально-технического обеспечения армии и ВМС, командующий командованием снабжения ВМС.


Совет министерства обороны по науке (Defense Science Board) - независимый консультативный орган Пентагона по вопросам научной деятельности, реализации программ НИОКР и организации производства вооружения и военной техники. Члены совета назначаются министром обороны ежегодно в количестве не более 45 экспертов на период от одного до четырех лет из числа гражданских специалистов, не занимающих на постоянной основе должности в федеральных органах власти. При этом министр обороны назначает председателя совета, а заместитель главы военного ведомства по приобретению, технологиями тылу - его заместителя. Кроме того, замминистра обороны по этим вопросам может в случае необходимости дополнительно назначать в состав совета специальных экспертов и наблюдателей без права голоса, которые не имеют статуса полноправных и постоянных его членов.


Совет министерства обороны по политическим вопросам (Defense Policy Board Advisory Committee) - готовит для министра обороны, его первого заместителя и заместителя по вопросам политики независимые рекомендации в военно-политической сфере. В своей работе совет уделяет особое внимание проблемам долгосрочного планирования и выработке решений стратегического уровня. В его состав, как правило, входят бывшие высшие должностные лица Пентагона и государственного департамента, руководящие сотрудники ведущих американских аналитических центров и университетов.


Совет по ядерному оружию (Nuclear Weapons Council) является объединенным совещательным, консультативным и координирующим органом министерств обороны и энергетики по вопросам развития и поддержания боеготовности ядерного оружейного комплекса США. Его возглавляет заместитель министра обороны по приобретению, технологиям и тылу. В его состав входят: заместитель председателя КНШ, глава национальной администрации по ядерной безопасности (входит в структуру министерства энергетики), заместитель министра обороны по вопросам политики, командующий объединенным стратегическим командованием ВС США. Исполнительный секретарь совета - помощник министра обороны по ядерным, химическим и биологическим программам.

Кроме того, в работе совета по ядерному оружию могут принимать участие члены совета национальной безопасности США, начальники штабов ВВС и ВМС, начальник управления оценки стоимости и анализа программ, заместитель министра обороны по разведке, заместитель министра обороны по финансовым вопросам - главный финансовый инспектор, глава управления МО по снижению угрозы.


Совет по вопросам использования резервных сил (Reserve Forces Policy Board) - независимый консультативно-совещательный орган Пентагона по вопросам расширения возможностей и повышения эффективности задействования резервных компонентов вооруженных сил. В состав совета численностью 20 человек входят: председатель (гражданское лицо), представитель руководства (действующий или бывший) каждого из семи резервных компонентов ВС США, двое военнослужащих регулярных вооруженных сил в ранге генерал-майора (двухзвездного генерала), помощник министра обороны по резервам, а также десять экспертов в области обеспечения национальной безопасности и использования резервных компонентов.

При совете созданы четыре постоянных подкомитета: поддержания готовности оперативных резервов; кадровой политики; повышения роли резервных компонентов в обеспечении внутренней безопасности; поддержки военнослужащих и гражданских служащих, членов их семей и работодателей. Заседания совета проводятся 4 раза в год.

К министерствам видов вооруженных сил США относятся министерства армии, ВВС и ВМС (морская пехота входит в состав министерства ВМС). Каждое из них имеет свою структуру, возглавляется соответствующим министром и функционирует под общим руководством и контролем главы Пентагона.

Министерства видов ВС несут ответственность за организацию повседневной деятельности подчиненных им структур; комплектование личным составом, его обучение и подготовку; материально-техническое и тыловое обеспечение; проведение НИОКР и оснащение вооружением и военной техникой войск (сил), выделяемых в состав оперативных формирований; ремонт и техническое обслуживание ВВТ; организацию и осуществление мобилизационных мероприятий; строительство военных объектов и инфраструктуры.

В состав каждого министерства входят: аппарат министра, состоящий из его заместителей и помощников; штаб вида вооруженных сил (для ВМС - штаб военно-морского флота и МП); различные управления, а также основные и вспомогательные (для ВМС - межфлотские и береговые) командования.

Министры видов ВС осуществляют административное управление войсками (силами), переданными в состав объединенных командований, через командующих видами ВС в зонах (или в составе функциональных ОК). Административное руководство войсками (силами), находящимися в подчинении командующих ОК, они осуществляют через начальников штабов своих видов ВС.

Начальники штабов видов ВС назначаются президентом с согласия сената сроком на четыре года. В условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций, официально объявленных конгрессом США, возможно продление их полномочий на срок до четырех лет.

Общая численность сотрудников министерств видов вооруженных сил составляет более 10 тыс. человек, включая около 4,5 тыс. гражданских специалистов.





Организационная структура комитета начальников штабов ВС США


Комитет начальников штабов - высший консультативный, планирующий и исполнительный орган, с помощью которого президент и министр обороны осуществляют руководство вооруженными силами и координируют планы их развития.

Основными функциями КНШ являются: разработка планов строительства, подготовки, оснащения и тылового обеспечения ВС; планирование мобилизационного, стратегического и оперативного развертывания ВС и мобразвертывания экономики страны; рассмотрение и представление на утверждение министру обороны и верховному главнокомандующему (президенту) оперативных планов задействования объединенных командований ВС США; разработка планов операций и войны в целом.

В состав комитета начальников штабов, возглавляемого председателем КНШ, входят заместитель председателя КНШ, начальники штабов армии, ВМС и ВВС, комендант морской пехоты и директор бюро национальной гвардии.


Председатель КНШ (штатная категория генерал или адмирал) назначается президентом и утверждается сенатом из числа высших офицеров сроком на два года (в мирное время срок пребывания на должности может быть продлен до четырех лет, а в военное продолжительность полномочий не ограничена). Он является главным военным советником президента, СНБ и министра обороны. Председатель КНШ не выполняет командных функций, однако президент или министр обороны могут делегировать ему часть своих полномочий.

Деятельность КНШ обеспечивает объединенный штаб (ОШ) - основной рабочий орган комитета. ОШ, подчиняющийся председателю КНШ, отвечает за формирование концептуальных основ применения американских ВС, не имея при этом полномочий по оперативному управлению вооруженными силами. Его главная задача состоит в разработке и подготовке материалов для принятия решений на заседаниях КНШ.

ОШ КНШ должен оказывать содействие председателю комитета начальников штабов по следующим вопросам:

- стратегическое руководство войсками (силами);
- проведение операций в составе объединенных командований;
- координация действий сил сухопутного, морского и воздушного компонентов вооруженных сил.

Во главе ОШ стоит начальник в звании генерал-лейтенанта (вице-адмирала), назначаемый председателем КНШ после консультаций с другими членами комитета и с согласия министра обороны. Он организует работу штаба и по указанию председателя комитета присутствует на заседаниях последнего. Начальник объединенного штаба уполномочен рассматривать широкий круг вопросов и принимать решения по ним при условии, что они не затрагивают сфер компетенции членов КНШ, заведомо не противоречат взглядам и общей линии комитета и не вызывают разногласий среди представителей различных видов ВС. В случае если входящий в компетенцию комитета начальников штабов вопрос не является настолько важным, чтобы требовалось его обсуждение на этом уровне, то решение и документальное оформление данного вопроса могут быть возложены на начальника ОШ.

Организационно ОШ состоит из управления административных служб и восьми основных (оперативных) управлений: личного состава; разведывательного обеспечения; оперативного; тыла; стратегического планирования и политики; систем управления, связи и компьютерного обеспечения; оперативного планирования и организации взаимодействия видов ВС; структуры сил, ресурсов и оценок.

Объединенный штаб комплектуется офицерами и генералами (адмиралами) всех видов вооруженных сил. Представители видов ВС поочередно занимают должности начальника объединенного штаба и его заместителя, а также начальников управлений ОШ и их заместителей.

Общая численность личного состава КНШ и его объединенного штаба около 4 тыс. человек.

Учитывая динамично меняющуюся ситуацию в мире, возникновение новых вызовов и угроз национальной безопасности Соединенных Штатов, а также быстрое развитие науки и техники, Белый дом и в перспективе планирует уделять повышенное внимание совершенствованию деятельности Пентагона. При этом основными направлениями дальнейшего реформирования МО являются адаптация его организационно-штатной структуры к современным условиям обстановки в интересах решения комплексных задач в области обороны и безопасности, укрепление позиций США на международном рынке ВВТ, а также повышение роли и самостоятельности военного ведомства в решении финансово-экономических вопросов.

В соответствии с принятым в декабре 2013 года главой Пентагона решением 1 января 2015 года был сокращен ряд должностей старшего и среднего руководящего состава аппарата министра обороны США, были упразднены мелкие структурные подразделения, объединены подразделения со схожими и дублирующими функциями, а также переподчинены отдельные управления, службы и отделы аппарата между его заместителями и помощниками. В целом численность центральных органов военного управления уменьшилась на 8 %

Так, в аппарате заместителя главы оборонного ведомства по вопросам политики упразднили одну должностную категорию - "заместитель заместителя министра обороны" и четыре - "заместитель помощника министра обороны".

В дальнейшем планом реорганизационных мероприятий предполагается вывести управление комплексных оценок Пентагона из подчинения первого заместителя министра обороны и передать под руководство замминистра обороны США по вопросам политики.

Кроме того, предусматривается передача всей полноты ответственности за реализацию программ приобретения, развития и применения информационно-телекоммуникационных систем в интересах обеспечения деятельности Пентагона главному координатору МО по вопросам информационных систем и технологий.

В целом, по оценкам руководства министерства обороны США, реализация намеченных реорганизационных мероприятий позволит в 2015-2019 годах обеспечить экономию финансовых средств ведомства в размере 1 млрд долларов.


1 Включение той или иной структуры Пентагона в категорию "центральные органы военного управления" определяется соответствующими положениями национальной нормативно-правовой базы - Титул 10 Свода законов США ("Вооруженные силы") глава 4 "Аппарат министра обороны", глава 5 "Комитет начальников штабов", глава 8 "Управления и другие органы центрального подчинения"; директива министра обороны DODD №5100.01 от 21.12.2010 г. "Функции и полномочия военного ведомства и его основных компонентов".

2 К категории "гражданские специалисты" в МО США относят всех гражданских лиц, принятых на постоянную работу в интересах Пентагона, в том числе обслуживающий персонал - работники коммунальных служб, продавцы и т. д.

3 Обязанности плавного координатора Пентагона по вопросам управления возложены на первого заместителя министра обороны (Свод законов США, Титул 10 "Вооруженные силы", глава 4, раздел 132).



Источник: Зарубежное военное обозрение. 2015, №2, С.11-19, Полковник Д. Соколов
Прикрепления: 7624322.jpg(110Kb) · 0846443.jpg(218Kb) · 4469335.jpg(225Kb) · 4894820.jpg(25Kb) · 0243417.jpg(84Kb)
 
SNEGДата: Воскресенье, 28.06.2015, 14:32 | Сообщение # 2
admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 310
Статус: Оффлайн

Смотрите также: Радиоэлектронные войска в США (Структура РЭБ США)



 
Форум » Общество » Армия и вооружение » Структура министерства обороны США (2015)
Страница 1 из 11
Поиск: