Ростовские подземные переходы

Loading

Дмитрий Гришечкин, Евгений Сосницкий

   


Ростовские подземные переходы

 

Чудо мирового масштаба

Автор: Дмитрий Гришечкин

Сегодня я хочу рассказать о ростовском чуде, без всяких преувеличений — мирового масштаба. Это чудо — мозаика в подземных переходах Ростова-на-Дону.

Подземные переходы во всем мире являются типовыми строениями и, как правило, ничем друг от друга особо не отличаются, но только не наши — ростовские.

Переходы в нашем городе уникальны. Мозаика во многих городах не столь удивительна сама по себе, а в СССР так вообще была чуть ли не на каждой остановке (кстати, тоже своего рода мини-произведения искусства, сейчас такого уже точно не делают). Мозаикой украшали рынки, метро, дома культуры, парки, школы, больницы, а вот переходы — это редкость. Однако Ростов — это единственный город в мире, где мозаичными панно украшены подземные переходы.

Уникальность ростовской мозаики еще и в том, что она была выполнена не из мозаичной крошки, а из обычной кафельной плитки, правда, плитка была чешской и отличалось высоким качеством.

Стоит отдельно заметить, что на момент создания мозаичных панно, компьютерных технологий не существовало, все было сделано вручную. Это тяжелейший и колоссальный труд.


 

Ростовские переходы  ростовские переходы  ростовские переходы

Метро не получилось

История ростовской мозаики начинается более 40 лет назад. В счастливые 70-е город рос и процветал. Велась активная, тщательно спланированная ростовскими архитекторами застройка города. Ростов не только застраивался, но и облагораживался, денег на украшение города не жалели. Население города быстро росло: согласно прогнозам, Ростов должен был стать «миллиоником» только в 2000 году, но миллионный житель родился уже в 1985 году.

Но вернемся в конец 70-х. Уже тогда центральное руководство страны решило, что при таких темпах роста городу уже не нужен скоростной трамвай, решили сразу строить метро. Только вот с метро не сложилось в связи с наступившей перестройкой, а переходы, которые по задумке должны были быть объединены в единый комплекс ростовского метрополитена, построили и довели фактически до совершенства.
 


 

Подвижники

Строительство подземных переходов началось в 1979 году и заняло около трех лет. Работы велись бригадой «Мостоотряда №10». Его же рабочие занимались и облицовочными работами по созданию мозаики. Руководил этим творческим процессом руководством Юрий Никитович Лабинцев. Ему же, кстати, принадлежала и основная идея по созданию комплекса переходов в центре города.

Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны. Сначала он работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях.

В 1971 году произошла его встреча с Григорием Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся идеей и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10.

Лабинцев набрал нужных людей, со многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей.

Работы по украшению переходов велись поочередно, весьма кропотливо и долго. Иногда идеи по созданию картин в следующем переходе рождались по ходу создания панно в другом переходе.
 


 

Пять – много или мало?

Всего, начиная с 1979 года по 1982 год было украшено пять переходов. Переход на Кировском проспекте, на Университетском переулке, на Ворошиловском проспекте, на Буденновском проспекте в месте пересечения с Большой Садовой и на Буденновском в районе центрального рынка («Старого Базара»).

Каждый переход был выполнен в едином стиле, точнее все панно были объединены конкретной тематикой. Человек и Космос, где были запечатлены подвиги советских космонавтов, планеты солнечной системы и многое другое (Кировский/Садовая). Счастливое детство, где изображена жизнь  ростовчан от роддома до выпускного (Ворошиловский/Садовая).

Воинская доблесть города, запечатлевшая и Азовские походы Петра Великого, и события гражданской войны, и подвиг батареи Оганова (Буденновский/Садовая, а так же район центрального рынка). Ратный труд горожан, увечный картинами строительства Ворошиловского моста, бережно запечатлены почетные профессии того времени: шахтер (кстати на панно шахтер —женщина, удивительная и редкая деталь), сталевар, агроном и многие другие (Ворошиловский/Садовая). Донское казачество и Шолоховские мотивы (Центральный рынок).

Кстати, некоторые переходы еще и отмечены указателями на объекты, которые находятся рядом с переходом.

 


ростовские переходы  ростовские переходы  ростовские переходы

Что имеем – не храним…

К сожалению глаз ростовчан уже давно что называется «замылился», и мы не особо обращаем внимание на уникальные произведения, не побоюсь этого слова, искусства.

А вот приезжие гости сразу замечают столь удивительную для них вещь. По своему опыту могу сказать, что наши переходы сильно цепляют иногородних гостей, некоторые просто часами проводя в наших переходах рассматривая мозаичные картины.

Если не поленитесь, то можете поискать в «гугле» информацию о наших переходах, уверяю вас, большинство статьей и постов будут «родом не из Ростова». А если почитать еще и комментарии, то можно совсем прийти в восторг от столь высоких оценок нашей подземной гордости.

Самое печальное, что с легкой подачи нашей администрации переходы со всей своей красотой просто напросто уничтожаются «ларёчниками». Некоторые панно уже несколько поколений ростовчан просто не видели из-за того, что они спрятаны. К тому же ларечники не особо церемонятся с мозаикой, портя ее и медленно уничтожая одно из наиболее ярких культурных произведений соцреализма в нашей стране.

Что ж надеюсь, ситуация в дальнейшем изменится, и это достояние искусства будет радовать глаз еще наших детей и внуков.
 


 

 

Невыдуманные истории. Поход по переходам

 
Автор: Евгений Сосницкий (Журнал sosnitsky), Ростов-на-Дону
 

Официоз

Началось все в конце сентября этого года, когда  в Ростове-на-Дону проходила БРИ (Большая Риэлторская Игра), почетным гостем, то есть – приглашенной звездой, на которой был Эльдар Муртазин.

Эльдар уже не первый раз в Ростове, ориентируется в городе довольно неплохо, но, несмотря на это, когда на второй день мероприятия он перестал отвечать на звонки и даже на сообщения в Твиттере(!), мы немного заволновались.

Однако, абсолютно напрасно…

Эльдар прибыл на БРИ абсолютно вовремя и первое, что он сказал, было:

“Несколько часов провел в ваших переходах. Это замечательно: чудесная, уникальная мозаика. Надо туристов возить к вам в город, чтобы ее показывать!..”

Спустя некоторое время, уже вернувшись домой, в Москву, Эльдар написал в своем блоге пост о мозаике в ростовских переходах. Но это было позже, а тогда у меня в голове будто что-то стрельнуло – я моментально вспомнил свои десткие походы с бабушкой в переход на просмотр очередного открывшегося мозаичного панно, и школьную экскурсию в переход на Ворошиловском/Садовой (тогда – Энгельса), и попытки решить пример на доске, изображенный в том же переходе, и то, как рассматривал батальные сцены и картины по мотивам произведений Михаила Шолохова…

Вспомнилось то радостное предвкушение чего-то особенного и удивительного, которое наполняло меня, когда в газетах писали про открытие очередного “кусочка” мозаики – значит, можно идти смотреть, рассматривать, запоминать детали, чтобы обсуждать с пацанами на переменке…

Мне сразу же захотелось снова, спустя почти сорок лет, попасть в подземный переход и рассматривать чудесные мозаичные картины.

Еще больше мой интерес подогрело отсутствие какой-либо информации об истории создания и авторах мозаичных панно.

За некоторое удалось сфотографировать картины во всех четырех переходах и с помощью сотрудников Донской Государственной Публичной библиотеки разыскать несколько газетных статей об истории создания мозаики в подземных переходах и ее авторах.

Так появились четыре поста, по одному –  о каждом из переходов.
 


Подземный переход на углу проспекта Кировского и Большой Садовой

Переход встречает нас мозаичной картой Ростовской области, изуродованной прибитыми проводами и розеткой и разукрашенный граффити.
 

 
А дальше – картины космоса, созданные бригадой облицовщиков Мостоотряда №10 под руководством Юрия Никитовича Лабинцева.

Удалось отыскать, к сожалению,  только вот такую газетную фотографию Ю.Н. Лабинцева:

Юрий Никитович Лабинцев
Юрий Никитович Лабинцев
 
 
Идея украсить переходы мозаикой принадлежала начальнику Мостоотряда №10  Георгию Ивановичу Былло. Исполнил задумку Юрий Никитович Лабинцев.

Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны, сначала работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях.

В 1971 году произошла его встреча с Г.И. Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10.

Лабинцев набрал нужных людей, с многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей.

Перед тем, как делать эскизы мозаичных панно, Лабинцев долго изучал тему, вникал в детали.
 


Космос под землей

Картина в переходе на Кировском и Большой Садовой изображает космонавтов, стоящих на Ганимеде – спутнике Юпитера. Во время подготовки Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выгляделди бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести эти виды.

И вот, что получилось:

 
 
 
 
 
 
 
Правда, тех самых космонавтов на Ганимеде почти не видно…

Половина мозаики скрыта за стенами ларька. Полки прибиты прямо к мозаичным картинам.
Варварство, да и только.

  • В чем была острая необходимость уродовать эти картины?
  • Зачем сверлить плитку?
  • Зачем розетка на торцевой стене перехода?
  • Почему разрешили?
  • Почему не ухаживают?
Сто вопросов и ни одного разумного объяснения…

Из-зо коробок с бумагой выглядывает Юпитер, из-за полок угадываются очертания еще одной планеты и какого-то летательного аппарата, и космонавты предвигаются по поверхности Ганимеда между книгами, блокнотами и ежедневниками, выложенными на стелажах..
Да и то – заметить их можно, только зайдя в ларек…

 
 
Господа чиновники от культуры! Спуститесь в переход, посмотрите, что происходит.
Может, вас и “зацепит”, может, обратите внимание на часть городского культурного достояния.
Может, поможете сохранить для детей наших труд отцов и дедов наших.
А, может, и нет…

В одном из интервью Юрий Никитович Лабинцев сказал:

“А вообще мне кажется, что цель нашей работы – не только порадовать глаз ростовчан и гостей. Известно, что ученые по фрескам и мозаике древних городов узнают о быте и жизни их жителей. Нам тоже хотелось бы, чтобы наши работы стали для следующих поколений красочным рассказом о том, что для них уже будет историей”.
Нашу эпоху, вероятно, будущие поколения будут изучать по дыркам, просверленным в красочных мозаиках, созданных в 70-80-е годы прошлого века. Грустно.

 


 

От роддома до выпускного

 
Переход на углу Большой Садовой и Ворошиловского…

С ним связаны наибольшие впечатления и эмоции, самые яркие воспоминания.

Именно в этот переход мы ходили рассматривать новые мозаичные панно, открывавшиеся по очереди. Была даже одна школьная экскурсия с импровизированным решением задачки, что изображена на доске, около которой стоит мальчик в пионерском галстуке и чешет затылок, пытаясь сообразить, как ее (задачку) решить…

Бригада облицовщиков под руководством Юрия Николаевича Лабинцева в 1979 году устроила свою мастерскую прямо в переходе, отгородившись от людского потока металлическими щитами. Ящики с плиткой, флаконы с красками, инструменты на трехметровом столе…

Тема – детство. От рождения до выпускного бала, от роддома до вступления во взрослую жизнь.
Тема тем более акутуальная, что 1979 год был объявлен ООН Годом ребенка.
 

На то, чтобы полностью создать грандиозное панно от эскиза до полной готовности уходит почти год. Работает бригада из семи человек. Самые сложные элементы мозаичных картин выполняет Антонина Васильевна Черенкова: вытачивает плиточки, шлифует края, составляет детали лиц детей. В бригаде работают еще несколько человек – А. Заколодная, А. Сушкова,Г. Лантух, В. Чеботарева, Д. Черенков, Р. Кормилицына, Г. Гриценко. Во время создания мозаики в переходе на Ворошиловском и Большой Садовой в бригаде появились новички – А. Щербаков, В. Бойцов и В. Чугуев.

Работы были закончены в 1982 году.

“Самое главное в нашей работе – терпение…”

– сказала в одном из интервью А. Заколодная.

Итак, в путь от роддома до выпускного бала:

1. Родильный дом.

 
 
 
 

2. Беззаботные детские игры дошколят.

 
 

3. Первый класс, первый звонок, пионеры и комсомольцы.

 
 
 
 

4. Школьные будни. Задачки, самолетики, косички…

 
 

 

Обратите внимание, как изумительно выполнены все детали.

5. Выпускной бал, начало взрослой жизни.
 

 

 
 

На противоположной стене перехода представлены картины с изображением тех рабочих профессий, которые могли получить советские дети:

 
 
 

Позже Юрий Никитович Лабинцев вспоминал, что, еще работая над мозаикой подземного перехода на Ворошиловском и Большой Садовой, он уже придумал сюжет для картин в другом переходе – на Буденновском:

“Закончим детскую тему, и будем делать панно, посвященное героическому освобождению Ростова, в переходе на Буденновском. Первые наброски батареи Оганова уже готовы”.

 


 

Воинской доблести посвящается…

Речь пойдет о мозаике в подземном переходе на углу проспекта Буденновского и Большой Садовой, посвященной воинской доблести жителей Донского края.

Идея создать мозаичное панно на эту тему пришла к Юрию Никитовичу Лабинцеву еще во время работы над мозаиками в переходе на углу Большой Садовой и Ворошиловского. Тогда уже он начал готовить эскизы, обдумывать композицию. Тогда же появились и первые наброски картин с изображением боя батареи лейтенанта Сергея Оганова.

Кроме масштабной панорамы боя батареи Оганова с немцами в переходе на Буденновском бригада Лабинцева изобразила и другую славную страницу из истории Дона – “Будни перед сражением” из далекого 18 века, из Петровских времен, где изображены казаки, встреча станичного и войскового атаманов, корабли, построенные Петром I. Эту картину сегодня увидеть, к сожалению, никак нельзя – ларьки, ларьки и еще раз ларьки… Все закрыто от глаз, заставлено, завалено, просверлено… Осталась только фотография из газеты “Вечерний Ростов”:

Это та самая  картина – “Будни перед сражением” – счастливые дни казачьей жизни без войны, смуты, смертей и горя. Позже, в одном из интервью, Ю.Н. Лабинцев вспоминал:

“Костюмы, оружие, корабли – все это исторически достоверно. В левом углу картины изображена встреча станичным атаманом войскового (а не Емельяна Пугачева, как кажется некоторым). …А вообще перед нами иногда возникают самые неожиданные проблемы: например, как казаки носили шашки – изгибом ножен вверх или вниз? Я долго искал ответ, пересмотрел много иллюстраций, картин, консультировался у работников музеев. Оказалось – изгибом вниз. Казаки, на скаку выхватывая шашку, перебрасывали ее в руке так, чтобы лезвие не было направлено в лицо”.

Очень жаль, что так относимся к культурному наследию. Наверное,поэтому и получаем то, что заслуживаем…

Лишь небольшая часть того панно сохранилась и видна из-за металопластика ларьков, развешенной на стенах одежды и пластмассовых женских ног в чулках и лосинах.
 

 
 

Для изображения панно, посвященного обороне Ростова, по замыслу Ю.Н. Лабинцева, требовалась мозаика приглушенных тонов, а ее не было… Художников обеспечили лишь плиткой ярких цветов. И пришлось бригаде Лабинцева перекрашивать и обжигать в печах керамическую плитку, создавая нужные оттенки. Трудная была работа, но и результат – замечателен.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Донской край

Мозаичные панно в переходе на углу улиц Московской и Буденновского проспекта – самые большие – посвящены богатствам Донского края, его истории и его людям.

В интервью газете “Вечерний Ростов” Юрий Никитович Лабинцев рассказывал, что

“оформление подземного перехода задумано как единое целое, состоящее из нескольких композиций: центральная (с запада на восток) – “Дары Дона”, правая – “Старый Дон” и … левая – “Дон спортивный”. Она расскажет об отдыхе и спортивной жизни ростовчан”.

Часть мозаичных панно сегодня не доступно для обозрения – торговцев прогнали с поверхности земли, а под ней – все по-старому… Глаза не мозолят – начальство по подземным переходам не ходит.

Пока я фотографировал, некоторые продавцы из ларьков опасливо смотрели на меня, пока одна, самая смелая, наверное, женщина не спросила:

“А нас сносить не будут?”
“К сожалению, не будут…”

– ответил я.

Посмотрите, как умело и с каким вниманием к деталям и мелочам выполнены мозаичные панно: Григорий и Аксинья, дед Щукарь и Нахаленок, узнаваемые среди красных конников Буденный и Ворошилов, отражение казачек, стирающих белье на берегу Дона, в воде, казачьи курени.

Не зря, одна из статей в советской прессе тех времен называлась “Нет переходов, краше ростовских..”

В Ростове-на-Дону к 1981 году было 22 подземных перехода, но самые-самые – это те, где бригада облицовщиков под руководством Юрия Никитовича Лабинцева сделала чудесные мозаичные картины.

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники:
  • Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
  • Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской… Вечерний Ростов. 1992.
  • Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
  • Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
  • Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 19737

Loading

Общая оценка материала: 4.9
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 29 Average: 4.9]