Русский безбашенный студийный синтезатор АНС

Loading

voenternet.ru

  

Синтезатор артиллериста Мурзина


Первый отечественный студийный синтезатор звука был изобретен в далеком 1938 году, но из-за войны построить его удалось только через 20 лет, т.е. в 1958 году. Кстати, среди специалистов бытует мнение, что это был первый в мире студийный синтезатор такого масштаба. Назвали его в честь великого русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина — АНС.

АНС уникален во всем. Это по-настоящему русский безбашенный инструмент. Аналогов ему нет и поныне. Нигде. И существует он в единственном экземпляре. Так что он такой один на всем земном шаре.

Естественно, сразу бросается в глаза его, мягко говоря, необычный внешний вид.
 

АНС - синтезатор Мурзина

У моей бабушки на кухне стоял большой темно-коричневый старинный буфет. Так вот именно такой антикварный буфет внешне и напоминает АНС. Конечно, начинка у него совсем не такая, как в бабушкином буфете. Но она тоже абсолютно уникальна. Дело в том, что наш АНС единственный в мире фотоэлектронный оптический синтезатор звука.

Его принцип действия похож на запись и воспроизведение звука на киноленте, где фотооптическая звукозапись, позволяет получать видимое изображения звуковых волн. В АНСе все то же самое, только звук синтезируется из искусственно записанного изображения звуковой волны. Другими словами АНС превращает изображение в звук. Причем он может превращать любое изображение в звук. Даже картины.
 

Процесс игры на АНСе тоже выглядит очень странно. У этого аппарата, как и у терменвокса, тоже нет ни клавиш, ни струн, ни труб. Поэтому никакой игры, в привычном музыкантам понимании, здесь тоже нет. Музыкант, как художник или программист, рисует-составляет партитуру, чем-то напоминающую перфокарту для станков с ЧПУ. Затем партитуру вставляют в специальное считывающее устройство, которое и воспроизводит, эту нарисованную музыку.

Партитура для АНСа рисуется на стеклянной пластине, покрытой слоем непрозрачной краски-мастики. Музыкант кое-где удаляет и процарапывает краску специальными резцами. В результате получаются «царапины-щели», образующие довольно-таки необычный орнамент. Толщина, длинна и конфигурация этих «щелей» влияют на яркость светового потока, который попадает на фотоэлементы через вращающиеся диски — частотные модуляторы. (см. схему)
 

Возможности у этого российского буфета-синтезатора получились просто фантастические. АНС имеет 720 управляемых генераторов, перекрывающих 10 октав высоты звучания. Это позволяет ему синтезировать все известные и неизвестные звуки в природе. Он может создавать любые тембры и любые звуки — скрипку, рояль, целый оркестр, любые шумы и даже человеческую речь. Абсолютно безграничные возможности! Нигде за границей такого не было ни тогда, ни сейчас. Поэтому АНС сразу по достоинству оценили все специалисты, но не родное государство.

Величайший композитор XX века Дмитрий Шостакович так отозвался об этом уникальном инструменте:

«Фотоэлектронный музыкальный синтезатор АНС представляет большой интерес для композитора. Он очень расширяет творческую фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности».

На АНСе была записана музыка к таким знаменитым советским кинофильмам, как «Сибириада», «Солярис» и «Освобождение». В комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» есть эпизод, где аферисту Геше (А. Миронов) снится кошмар, что за ним гоняется летающая загипсованная рука. Озвучена эта сцена тоже с помощью синтезатора АНС.

Вот как звучит АНС в фильме «Солярис» и исполненная на АНСе «Прелюдия фа-минор» И. С. Баха (в конце видео).

А в 2003 году известная английская экспериментальная группа Coil записала на нашем синтезаторе целый альбом, который так и называется «ANS».
 

Но этот удивительный инструмент использовался не только для записи музыки. С его помощью ученые изучали человеческую речь и разговоры дельфинов.

Изобрел и построил своими руками этот совершенно потрясающий синтезатор советский военный инженер-артиллерист и меломан полковник Евгений Александрович Мурзин (1914-1970). Он автор большого количества военных изобретений — приборов для наведения истребителей на бомбардировщики противника и для автоматического наведения на цель зенитных орудий, а также аппаратуры для командного пункта ПВО СССР. Мурзин был успешный военный инженер и в 1951 году стал даже главным конструктором авиационных соединений ВВС СССР.

А вот с АНСом ему не повезло. Государство на эту разработку не выделило ни копейки. В результате абсолютно самобытный и по-настоящему русский синтезатор звука Евгений Александрович собирал за личные деньги в своей коммунальной квартире и на даче.

Поэтому в распоряжении человечества имеется всего лишь один единственный экземпляр этого музыкального инструмента, настоящего шедевра отечественной технической мысли. Хранится ныне работающий АНС в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.
 


Loading

Общая оценка материала: 4.9
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 12 Average: 4.9]