Киноаппарат-кинетоскоп Тимченко

Loading

voenternet.ru

  

Киноаппарат Тимченко


Во все времена в России модно было восторгаться заграничными техническими новинками и не обращать внимания на аналогичные изобретения отечественного производства. Обычно это бывает так: придумают что-то этакое у нас — это фу, это неинтересно, а вот ежели то же самое, но только за границей — это же другое дело, это же «Блеск, шик, immer elegant!» Такая участь постигла и кино.

Не всё то кино, что рождено во Франции

Считается, что кинематограф родился в 1895 году во Франции. Мол, именно тогда братья Люмьер первыми зарегистрировали патент на киноаппарат и провели первые коммерческие показы фильмов в кафе на бульваре Капуцинов. Все это, конечно, так. Но есть одно но…

В киноаппарате главный узел — это скачковый механизм. Это такое устройство, которое обеспечивает прерывистое движение ленты. Такой механизм необходим для того, чтобы изображение при проецировании останавливалось на некоторое время перед тем, как не его место переместится следующий кадр. Ведь, если просто быстро крутить изображения, то глаз ничего не успеет рассмотреть. Ныне существует несколько разновидностей таких механизмов. Однако было время, когда таких устройств еще не существовало. Так вот, первый скачковый механизм был придуман и сделан в России несколько раньше, чем за границей.

Вообще в XIX веке над созданием киноаппарата бились независимо друг от друга разные ученые и изобретатели во всем мире. Естественно, шли такие разработки и в России. И вот на рубеже 1892-93 годов механик Одесского университета Иосиф Андреевич Тимченко (1852 —1924) придумал и сделал конструктивно очень простой, но эффективный механизм, позволяющий прерывисто менять кадры в аппарате его же конструкции. Это, собственно и был первый скачковый механизм в истории кинотехники.
 


Хитрая улитка

Свой скачковый механизм Тимченко называл «улиткой», так как по сути это была усовершенствованная червячная передача. Небольшой сектор винтовой резьбы на стержне был сделан не наклонно, как в обычных червячных передачах, а частью наклонно, частью перпендикулярно к стержню. Этот сектор цеплял зубчатое колесо, которое располагалось рядом. Когда зуб колеса попадал на перпендикулярную часть сектора, то колесо не двигалось. Затем, через половину оборота стержня, сектор поднимал зуб, колесо делало скачок, а следующий зуб вновь попадал на перпендикулярную часть сектора. Это и обеспечивало прерывистую смену изображений. (См. схему)

Естественно, Иосиф Андреевич не остановился на достигнутом и построил киноаппарат собственной конструкции — кинетоскоп. Затем на одесском ипподроме он с помощью своего аппарата снял два небольших фильма «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Более того, осенью 1893 года он организовал в Одессе первые общественные показы своего изобретения и этих фильмов. Сохранились объявления, которые давал изобретатель в местных газетах того времени. Например, в ноябре 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что открылась «художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины», а в другом объявлении говорилось, что «выставка живых фотографий ежедневно открыта с 11 час. утра до 11 час. вечера». Эти, как теперь принято говорить, коммерческие показы прошли за два года до знаменитой демонстрации братьев Люмьер. То есть получается, что кино родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше. Но, к сожалению, об этом мало кто знает.
 


Благодарность и не более

В январе 1894 года И.А. Тимченко принял участие в IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, который проходил в Москве. Здесь он представил свое изобретение уже ученой публике и делегатам съезда. Вот что было записано в итоговой резолюции секции физики:

«На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом [прибором]… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности … и решила выразить г. Тимченко благодарность».

И всё.

Дальнейшего развития идеи Тимченко в России не получили. К тому же он не запатентовал свое изобретение. Тем временем другими изобретателями в других странах были придуманы другие скачковые механизмы. Придумали и сделали свой аппарат и братья Люмьер.

В России же через год после парижского показа французских братьев инженерами-изобретателями А. Д. Самарским и А. И. Акимовым были разработаны более совершенные киноаппараты, но и они не получили распространения, хотя содержали идеи, которые позже были использованы в кинотехнике. Поэтому в начале XX века наша страна стала закупать киноаппараты за границей.

Вообще Россия много еще чего дала кинематографу. Например, пленку, или как тогда говорили «смоловидную ленту». Ее придумал фотограф-изобретатель Иван Васильевич Болдырев. Но он не смог заплатить приличную по тем временам сумму в 150 рублей, чтобы оформить привилегию-патент на свое изобретение. В результате в 1883 году пленку стала выпускать в Америке знаменитая фирма «Eastman Kodak». Две всемирно известные американские киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» и «Warner Brothers» были организованы эмигрантами — выходцами из Российской империи. Но это уже другие истории.

А работающий киноаппарат Тимченко до сих пор хранится в московском Политехническом музее. И каждый желающий может его увидеть.
 


Loading

Общая оценка материала: 5
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 32 Average: 5]