MENU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск на форумах SNEG · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наука и образование » Техника и технологии » Октановое число и экономия бензина
Октановое число и экономия бензина
БОКРДата: Четверг, 14.05.2015, 16:25 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 87
Замечания: 0%
Статус: Оффлайн

Как экономить бензин


   





Бензин


Одной из составляющих эксплуатационных расходов при вождении автомобиля является бензин. Правильные приёмы вождения автомобиля позволяют экономить бензин, стоимость которого в настоящее время очень велика и имеет тенденцию к росту. Но о правильные приёмы вождения – это отдельная тема, а вот про сам бензин и его характеристики надо поговорить. Мудрецы заявляют: информирован – значит вооружён. Вот и буду сегодня вооружать Вас информацией о бензине.

Я настолько древний, что помню времена, когда автомобили ездили на бензине А-66, супермодели типа «Волга» (М-21) использовали А-72, а стоило это удовольствие 56 копеек за 10 литров! И с той поры до сих пор у меня сохранилась привычка после работы в гараже с замасленными деталями помыть руки бензином, плеснув на них из горловины канистры, при разборке двигателя налить в ёмкость бензин и при помощи кисти и тряпки отмыть начисто все детали.

Это абсолютно неправильно, и я никому не советую такое делать. Тем более, что сейчас рынок наполнен специально для этого изготовленными жидкостями. Их главное преимущество в том, что они не так ядовиты, не так пожароопасны и не так дороги как бензин. Но для нашего поколения, что было, то было.

Более 10 лет моя работа была связана с эксплуатацией (не путать с вождением) автотранспорта. И все эти годы проходили под неусыпным контролем за расходом топлива со стороны «кому не лень».

Главными «врагами» эксплуатационников были «Народный Контроль», ревизоры и ОБХСС. Пресловутая отчётность по тонно-километрам вынуждала приписывать тонны и километры, а неизрасходованное на приписанные параметры горючее водители продавали по дешёвке, раздавали просто так, рассчитывались за услуги, сливали на землю, в частности дизтопливо, которое мирное население не покупало. Да, горючее являлось и жидкой валютой. Обычная картинка на трассе «совковых» времён:
Цитата
- «Браток, до гаража осталось километров 200, а тут проблемы, возьми на жёсткую сцепку».
Через 200 км:
Цитата
- «Ну, спасибо, дружище. Держи»
и протягивает талоны на дизтопливо. Всё, расчёт произведён. Так что бензиновая тема для меня животрепещущая.

Думаю, что интриги в преамбуле достаточно, перейдём к самому предмету данной статьи. Бензин является продуктом нефтеперегонки и изготавливается на нефтеперерабатывающих заводах. Там же он получает и сертификат качества. Но путь от завода до бензоколонки тернист, и что мы получаем в итоге – одному Богу известно. А на что же влияет качество бензина и чем А-76 хуже АИ-93? Для этого сначала разберёмся в самих числах, называемых октановыми (далее ОЧ) и способом их определения.


Октановое число


В качестве эталонов взяты 2 вещества, ведущих себя с прямой противоположностью – это изооктан и гептан.

Чем же характерен изооктан? Своей способностью  гореть ровно, долго и горячо. И абсолютной неспособностью к взрыву, то есть к детонации. Но для работы двигателя необходима некоторая способность бензино-воздушной смеси к взрыву, то есть изооктан горит достаточно медленно для того, чтобы служить топливом для двигателя внутреннего сгорания.  Стойкость изооктана к детонации 100%

Гептан же очень легко детонирует и, сгорая, несёт в этом процессе все признаки взрыва. Его стойкость к детонации оценивается как 0%. Если смешать изооктан и гептан в соотношении 93 части к 7 частям, эта смесь и будет соответствовать по своим качествам бензину АИ-93.

Так что же несут в себе буквенно-цифровыме обозначения? Вам известен ряд бензинов по надписям на бензоколонках:  А-76, АИ-93, АИ-95. Есть ещё и АИ-98, но найти его в глубинке весьма проблематично, кстати, как и АИ-95 не во всех городках можно найти. На самом деле этот ряд немного шире. Приведу его полностью по ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95).

Также есть ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива.

Согласно последнему, принята и европейская терминология: Normal – он же АИ-80, Regular – он же АИ-91, Premium он же АИ-95, Super – он же АИ-98. Существуют также ТУ, а всем известно, что когда не вписываешься по каким-то параметрам в ГОСТ, то можно создать ТУ и смело продавать, к примеру, АИ-92, которого нет в стандарте. А на изготовление бензина по ГОСТ 51105-97 специальным решением Правительства мы не переходим, пока нефтепереработчики не научатся делать бензин необходимого для нового
ГОСТ качества. Судя по году издания нового (?) ГОСТ и текущему году, мы ещё очень далеки от перехода на европейский стандарт. Совсем заморочил голову? Ну, ничего, пока едем дальше, там посветлеет.

Существуют два вида определения детонационной стойкости: механический и исследовательский. Не буду перегружать Вас и описывать преимущества или недостатки одного способа перед другим, важно, что оба они существуют вполне законно. Надеюсь, главное Вы уловили. Бензин сначала готовят, а потом определяют, что же получилось, и присваивают ОЧ. И если ОЧ определено механическим способом, то это бензин А. Если исследовательским, то АИ. Ну а после букв стоит значение ОЧ. Но это ещё не всё. По своим характеристикам и поведению в камере сгорания бензин А-76 полностью идентичен бензину АИ-80. Приведу небольшую табличку:

  •     АИ-80 = A-76
  •     АИ-91 = A-82
  •     АИ-92 = A-83
  •     АИ-93 = A-85
  •     АИ-95 = A-87
  •     АИ-98 = A-89


Это очень условный перевод, пользоваться им можно только для ориентации, а заправляться тем бензином, который вписан в инструкцию по эксплуатации Вашего автомобиля. Ведь на самом деле бензин состоит не из этих 2 компонентов, состав его намного сложнее. Просто во всём мире решили, что если сравнить поведение бензина с поведением смеси изооктана и гептана в части горения, взяв это поведение за эталон, то и марка бензина будет соответствовать этой смеси. А для чего я всё это пишу? Да для того, что бы в конце концов сказать, что же будет, если залить бензин не той марки. Можете забыть все, что написано выше, но оставьте в памяти следующее: чем выше ОЧ, тем медленнее горение и распространение фронта пламени.

Значит, если я залью бензин с меньшим ОЧ (скажем, АИ-93 вместо АИ-95), то я услышу характерный звонкий стук. Такое Вы можете услышать, если на подъёме своевременно не переключились на более низкую передачу. Про этот стук говорят: пальчики стучат. Но пальчики тут совершенно не при чём, это в камерах сгорания взрывается (детонирует) горючая смесь. Что будет с двигателем, если в нём продолжительное время взрывать пары бензина, можете себе представить.

Если использовать бензин с большим ОЧ, чем это предусмотрено конструкций двигателя, то и гореть бензин будет дольше, отдавая большее количество тепла. Следовательно детали двигателя будут перегреваться, особенно сильно это скажется на клапанной группе и прогар клапанов Вам обеспечен довольно быстро. Кроме того растет расход масла. Но, парадокс, на слух двигатель будет работать намного ровнее. Связано это с тем, что перегретые детали двигателя выбирают при расширении все зазоры и убирают лишние стуки. Расплата за такую тишину будет жестокой.

А дальше следующее. Чем выше степень сжатия, тем легче воспламеняется бензино-воздушная смесь и возникает детонация, зато увеличивается КПД и мощность двигателя. Вот и воюют конструкторы двигателей с детонацией, стремясь и волков накормить, и овец сохранить.

Вместо того, чтобы получать бензин с более высоким октановым числом, а это достигается многоразовым крекингом, химики придумали вводить в бензин свинцовосодержащую добавку, снижающую способность бензина к детонации. Такой бензин получил название: этилированный. Двигателю от свинца одни неприятности. Не сгорая полностью, он в виде нагара оседает везде, куда только сумел попасть в раскалённом виде. Наши отечественные двигатели это безобразие терпят (хвала нашим конструкторам). Иностранки же от этилированного бензина разрушаются довольно быстро.

Для того, чтобы окончить знакомство с бензином, Вы должны знать: как можно отличить этилированный бензин от неэтилированного. Ответ может поразить Вас. Однозначно никак.

Наши русские продавцы своей жаждой наживы доказали всему миру, что равным им по способности к обману – нет.

Этилированный бензин должен быть:

- окрашен. Но я сам неоднократно заправлялся неокрашенным этилированным;

- на колонках должна быть соответствующая надпись. Но Вы понимаете…

- диаметр пистолета должен быть более 22 мм. (под неэтилированный бензин диаметр пистолета ровно 22 мм и ствол большего диаметра не входит в горловину бака, в который можно наливать этилированный). Но что такое диаметр для русского умельца? Меня самого заправляли при помощи переходника (правда, с моего согласия, деваться было некуда).

Пусть Вас успокаивает мысль, что сейчас марки бензина выше АИ-93 вообще запрещено изготавливать этилированными.

Кстати, длительное или неправильное хранение вполне может сильно испортить бензин. Так что лучше не  покупать бензин впрок, или произведенный слишком далеко. Я слышал о печальном опыте многих покупателей импортного бензина - т.к. его качество часто после хранения оставляет желать лучшего.

Итак, Вы знакомы с характеристиками бензина, теперь надо поговорить о способах его экономии, так как бензин всё дорожает и дорожает. Наши экономисты уверяют, что это явление связано с тенденцией роста цены на нефть на мировом рынке. Я не экономист, но управлять страной на уровне кухарки по завету Ленина вполне способен. Как-то мне кажется, что там большинство составляют люди моего уровня знаний.

Ну, давайте посмотрим на проблему по-житейски. США имеет свои мощные нефтяные разработки, но их не хватает. Американцы вынуждены ввозить в страну нефть, и цена бензина зависит от количества и цены покупной нефти. Но что мы видим на рынке бензина в штатах? Растёт цена нефти, растёт и цена бензина. Стоимость нефти увеличивается, но экономисты подсчитали, что запасы её, сделанные с учётом нефти собственной добычи, и соответственно намного дешевле, вполне обеспечат ближайшие полгода свою страну бензином. И цена бензина будет снижаться.

Вот такого чуда в своей стране мы не видели НИКОГДА. У нас, «что упало, то пропало». Что же произошло бы, если бы мы не гнались за мировыми ценами? Только одно! Страна была бы обеспечена дешёвым бензином. Но тут выступают сторонники повышения:
Цитата
«что Вы говорите? Западная Европа, в отличие от американцев не имеющая собственной нефти, выдаёт на рынок бензин по стоимости в 2-3 раза Выше, чем мы, её ближайшие соседи. Ведь они по дешёвке скупят у нас всё и наживутся на нашем бензине».


А для чего тогда квоты? Для чего таможенные пошлины? Для чего пограничники? Для чего мощный государственный аппарат, стоящий на защите интересов собственных граждан? На эти вопросы я не буду отвечать. Думающим ответы очевидны. Но есть другие вопросы, ответы на которые я не знаю. Например, зачем Германии и Франции наш дешёвый бензин? Ведь «их» машины на «нашем» АИ-93 просто захлебнутся. И наш АИ-95, который не на всех колонках найдёшь, как-то не тянет на «супер». А как изготавливают бензин, как определяют ОЧ, напомню. Абсолютно по всем товарам покупатель (заказчик) ставит задачу изготовить продукт с определёнными параметрами, а отклонение считает браком.

А бензин-то сначала изготавливают, затем исследуют и говорят: получился такой-то! И вот государственные мужи испугались, что такой бензин начнут растаскивать ведущие страны мира? Не знаю ответа.

Зато знаю, что надо делать. Надо экономить бензин.

Из собственной практики могу сказать, что стал пользоваться биодобавкой к топливу. Хорошо это или плохо? Отрицательных отзывов много, но их всегда и на всё бывает много. Тем не менее, я пользуюсь, подробнее писать не буду, поскольку это уже будет рекламой.

Вообще советов и из собственной практики могу надавать, но вот уже и сами американцы заинтересовались этой проблемой и весьма тщательно разработали рекомендации. Так зачем же огород городить? Давайте воспользуемся!


Как экономить бензин


С ростом цен на автомобильное топливо различные организации США начали публиковать советы для автомобилистов, желающих сэкономить на бензине. К примеру, Американский Институт Нефти (American Petroleum Institute) дает следующие рекомендации:

1. Двигатель автомобиля должен работать нормально. Хорошо отрегулированный двигатель позволяет проехать одну дополнительную милю (примерно 1.6 км) на галлоне топлива (примерно 2.78 литра).

2. Следите за давлением в шинах автомобиля (экономия та же - 1 дополнительная миля на галлон).

3. Чем быстрее Вы едете - тем больше тратите горючего (потеря - 2 мили при повышении скорости на 10 миль\час).

4. Резко не стартуйте (например, после остановки на светофоре).

5. Передвигайтесь на дороге плавно - остановки, ускорения и торможения приводят к потере 2-х миль на галлон.

6. Не давайте двигателю работать вхолостую.

7. Разумно используйте кондиционер, который потребляет много энергии.

В свою очередь Федеральная Торговая Комиссия (Federal Trade Commission) рекомендует:

1. Соблюдайте ограничения скорости на дороге.

2. Избегайте агрессивного вождения.

3. Разумно планируйте поездки: одна долгая поездка лучше, чем нескольких коротких.

4. Не перегружайте машину (лишние 100 кг повышают потребление бензина на 2%).

5. Старайтесь не помещать груз на багажник, расположенный на крыше легкового автомобиля (экономичность автомобиля снижается).

6. Часто меняйте масло и масляные фильтры.

7. Прочитайте инструкцию к автомобилю и используйте тот сорт бензина, который рекомендован производителем. Бензин с более высоким октановым числом не дает никаких преимуществ при езде и не оказывает позитивного воздействия на двигатель,


От себя добавлю:

Если в Вас 100 кг веса, то это не значит, что надо ставить ногу на педаль и давить, пока в пол не упрётся. Знайте, что у каждого автомобилясвой диапазон скоростей, на которых идет минимальный расход бензина.Для отечественных и многих иномарок среднего класса эта скорость всего90 км в час. Я и сам не люблю на трассе скорость менее 120, но тут ужлибо экономишь, либо 120.

Диапазон экономичной работы движка лежит в пределах 1500-2000 об в мин., поэтому надо рано повышать передачу и ездить на повышенной. У кого     есть – пользуйтесь 5-ой передачей.

Не прогревайте двигатель слишком долго. При открытой воздушной заслонке бензин вылетает со страшной скоростью.

Помните, что на переходных режимах (ускорениях) расход бензина увеличивается.

Привыкайте водить машину плавно.

Низкое давление в шинах также не способствует экономии бензина, поскольку увеличивает сопротивление трению качения.

Лишний вес – лишний расход топлива. Не возите в багажнике ненужные вещи.

Неправильные регулировки также повышают расход бензина. Поэтому следите за правильностью установки момента зажигания, чистотойвоздушного фильтра (не забывайте менять), правильной установкой углов развала и схождения передних колёс, регулировкой холостого хода, вовремя меняйте свечи зажигания.

В зимнее время держите уровень масла ближе к отметке min. Это поможет быстрее разогреть движок. Летом доливайте маслодо уровня max, чтобы масло играло роль дополнительного охладителя.

Да и вообще почаще обращайтесь к соседу с просьбой подвезти Вас.


Источники: www.rusarticles.com, Washington ProFile, © Независимое интернет-издание «TRIBUNE-uz».
Прикрепления: 6083866.jpg(53Kb)
 
Форум » Наука и образование » Техника и технологии » Октановое число и экономия бензина
Страница 1 из 11
Поиск: