Как описывали Антихриста в Древней Руси

Loading

  

«Око льва», или как описывали Антихриста в Древней Руси

Как описывали Антихриста в Древней Руси

Во многих ранних богословских сочинениях и комментариях внешний вид грядущего тирана не упоминался. Оставалось предположить, что если Антихрист — человек, значит он будет выглядеть как человек, по крайней мере во время прихода к власти, когда станет выдавать себя за Мессию. Однако образ зверя из Откровения Иоанна Богослова и мысль о сатанинской силе врага заставляли многих авторов видеть в нем не прельстителя, а демона или звероподобное чудовище. Апокрифы наполнялись причудливыми подробностями. Сирийские, эфиопские, греческие и латинские тексты III–V вв. утверждают, что от головы Антихриста будут лететь искры либо его волосы окажутся «острыми». У врага будут два зрачка в синем глазу, огромные ступни, зубы, подобные серпам, и т.п.

В «Видении» псевдо-Даниила можно прочитать, что Антихрист, рожденный из съеденной рыбы, будет трехглавым монстром огромного роста, с волосами до пят и глазами, сияющими, как утренняя звезда, с железными зубами и стальными щеками. Несмотря на столь ужасный облик, это создание покажется добрым и прельстит людей. В армянской версии «Видения» у сына погибели «острая голова», а в одной из славянских редакций его волосы оказываются длиной в 12 локтей. Облик Антихриста часто конструировался из элементов, свойственных иконографии дьявола, с добавлением архаичных мифологических мотивов. Их сочетание могло быть самым разнообразным. В «Откровении» псевдо-Иоанна (в русском переводе — «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской») сказано, что волосы на голове Антихриста будут «остри, яко стрелы», правое око — как восходящая утренняя звезда, а левое — как у льва; его когти подобны серпам, уста длиною в локоть, а зубы — в пядь.

Та же картина была динамично развернута в Интерполированной редакции «Откровения» Псевдо-Мефодия Патарского, созданной на Руси в XV в. Здесь сказано, что в первый год Антихрист будет выглядеть как человек. Метаморфозы начнутся позднее: на второй год правления, когда его волосы заострятся, а правое око засияет, и на третий год, когда его зубы и ногти превратятся в серпы, а второе око уподобится львиному. По всей вероятности, русский автор использовал здесь апокрифические «Вопросы Иоанна Богослова» (совпадение оказывается почти полным, а в греческих редакциях «Откровения» эти устрашающие детали не упомянуты).

Во второй половине XVII в. облик Антихриста привлек внимание авторов-старообрядцев. Одними из первых о видении погибельного сына поведали дьякон Федор и протопоп Аввакум. Федор писал о «пестроте» Зверя-Антихриста и его царства. Аввакум рассказывал о «личной встрече» с врагом:

«А я, братия моя, видал Антихриста тово, собаку бешеную … Я подперся посохом двоерогим своим, протопопским, стал бодро, ано ведут ко мне двое в белых ризах нагова человека — плоть-та у него вся смраду и зело дурна, огнем дышетъ, изо рта, изъ ушей и из ноздрей пламя смрадное исходит».
Нагой человек, объятый пламенем, напоминает иконографические образы сатаны или грешника, широко распространенные в XVII в. Антихрист является в человеческом облике, но зловонная плоть и огонь символизируют уготованные ему смерть и адские муки.

Один из самых любопытных русских памятников, где подробно описан Антихрист, был опубликован в 1707 г. Это знаменитый «Ответ краткий, на подметное писмо о рождении сими времены Антихриста» митрополита Иова. Новгородский владыка вступил в полемику с неизвестным старообрядческим автором, который утверждал, что погибельный сын уже явился в мире, причем в весьма своеобразном обличии. Из «Ответа» можно узнать, что на свет появился ребенок, который, будучи 8 дней отроду, начал ходить и говорить, выдавая себя за Мессию. Он исцелял слепых, хромых и прочих больных, а кроме того «воскрес от мертвых». Митрополит опровергал эти сообщения, взывая к здравой логике читателей (что значит — и родился, и воскрес?) и ссылаясь на труды богословов (по Иоанну Дамаскину, Антихрист будет воспитываться в тайне, а не говорить и проповедовать в восьмидневном возрасте; по Ипполиту Римскому и Андрею Кесарийскому он сотворит только ложные чудеса, а мнимую временную смерть примет уже после того, как воцарится).

Однако самые интересные подробности касаются облика страшного «ребенка». Он более черен, нежели бел, имеет «востристую» голову, лоб с «рябинами», короткую шею, большие уши, кривой рот, плоский нос и острые зубы. Передав рассказ своего оппонента, митрополит немедленно возражает, что это не прельститель, которого примут за Мессию, а «страшилище въ образе человека». Являться людям в таком виде бессмысленно: «мудрее тебе сатана, оумеетъ онъ злобу свою и коварство таити». Наконец, странно, что это «страшило дьяволское» исцеляет других, но не исправляет собственный кривой рот и прочие уродства.

Как может заметить внимательный читатель, этот «портрет» — отнюдь не произвол фантазии неизвестного автора. Подобно мозаике, он собран воедино из целого ряда хорошо известных примет. Острая голова и черное лицо — визуальные признаки сатаны и бесов. Большие уши, зубы и нос, кривой рот отражают безобразие, свойственное демонам. Каждый из этих элементов легко найти в поздней русской иконографии. Наконец, «рябины» на лбу не просто уродливые пятна или изъяны. Это прямая отсылка к древнерусскому тексту «Откровения», где говорилось, что зверь, вышедший из моря, будет подобен рыси. В изобразительной традиции основным признаком апокалиптического монстра оказались пятна: Зверь-Антихрист традиционно представал пятнистым, пестрым, «рябым» (каким описывал его дьякон Федор).

Митрополит Иов верно считал эту аллюзию и, перефразируя автора «подметного письма», указал, что страшный ребенок «рябинами рысь». Как видим, во многих сочинениях и природа, и облик Антихриста балансировали на грани человеческого и демонического. Это происходило не только на Руси, но и на Западе, и вполне соответствовало неоднозначным христианским представлениям о погибельном сыне. Иконография по-своему отразила эту двойственность: средневековые художники представляли зрителям множество различных «ипостасей» врага. Неудивительно, что самую богатую «коллекцию» таких образов содержат лицевые Апокалипсисы.


 
Из книги:

Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. — М.: Издательство «Индрик», 2011.
Прикрепления: 0607010.jpg(131Kb)

Loading

Общая оценка материала: 4.5
Оценка незарегистрированных пользователей:
[Total: 4 Average: 5]